Х Э
ГЛАВНАЯ ВСЕ СТАТЬИ ОБСУДИТЬ
Андрей Пашис
Аспекты рационального анализа композиции.
Контрасты

Человечество делится на две половины: первая делит человечество на две половины, вторая - нет.
Древний афоризм

Кусок угля в полдень отбрасывает белых лучей столько же, сколько кусок мела вечером. Но восприятие угля или мела не зависит от условий восприятия.
Э. Геринг, психолог

Можно и не быть поэтом, но нельзя терпеть, пойми, как кричит полоска света, прищемлённая дверьми.
Андрей Вознесенский

Жизнь - это трогательная комбинация.
Андрей Синявский

Coincidentia Oppositorum - наименее несовершенное из определений Бога. Николай Кузанский

Успех - это высокое в низком, а низкое - в высоком.
Роман Карцев

Все фотографии хороши, кроме скучных. «Скучных» - от слова «скученность». Выразительная фотография не содержит сумбурно собранных компонентов. Все детали в ней цельно сопряжены и взаимодействуют по принципу контрастного сопоставления. Закон контрастов, определяемый этим принципом, - один из универсальных законов композиции. Фотография может содержать контрасты различного рода:

-контраст света и тени;
-контраст силуэта на фоне;
-геометрический контраст форм;
-контраст плавных и ломаных линий;
-контраст трёхмерных и двумерных элементов, объёма и плоскости;
-контраст больших и малых величин деталей композиции;
-контраст близкого и далёкого;
-контраст подвижных и неподвижных деталей композиции;
-контраст масштабов;
-контраст тёплых и холодных тонов;
-контраст комплементарных или диссонирующих цветов;
-логические, смысловые контрасты;
-функциональный контраст первостепенных и второстепенных деталей композиции;
-контраст состояний, положений;
-контраст характеров, эмоций, психологические контрасты;
-сюжетные контрасты, образующие причинно-следственную связь;
-контраст сцены и мизансцены;
-временной контраст (совмещение на одной фотографии проявлений того, что уже произошло, что происходит и что будет происходить);
-контрасты стиля;
-контрасты символов.

Первичное восприятие композиции, композиционное видение, характерное для младенцев и животных, замечательно тем, что зритель является рабом зрительного поля, то есть он обнаруживает в композиции только то, что само бросается в глаза. Уровень абстракции на начальном этапе ощущения целостности определяется как «фигура на фоне», при этом главным образом принимаются во внимание структурные соотношения. Первичное композиционное видение позволяет, минуя логическую переработку, легко категоризировать изображённый объект посредством спонтанной активизации памяти и мышления. Дальнейшее совершенствование композиционного мастерства приводит к тому, что фотографирующий начинает расширять своё ощущение целостности, принимая во внимание несколько структурных компонентов, пока не разовьёт своё восприятие одновременного, симультанного видения всех элементов композиции до такой степени, когда одним нажатием на кнопку фотоаппарата берутся целые аккорды фотографии. Постепенно фотографирующий начинает понимать, что восприятие композиции происходит легче, когда силуэты контрастны не только относительно фона, но и относительно друг друга. Форма объектов обретает большую яркость благодаря выразительной градации света и тени. Цвет ощущается в максимальной степени в борьбе противоположных тёплых и холодных тонов. Объёмность фигур наиболее мощно проявляется, когда трёхмерные фигуры сочетаются с двумерными или с плоскостью. Декоративность достигается выразительным соотношением узоров. Максимум эротичности выявляется чередованием обнажённого и скрытого. Психологизм сцены наиболее ярок, когда в ней сопряжены антиподы по психотипу. И так далее.

Фотографирующий на практике узнаёт, что, например, горы без соотнесения с окружающей их долиной выглядят на фотографии невпечатляющей грудой камней, а портрет без выразительного светотеневого рисунка мало напоминает лицо фотографируемого. Он воочию убеждается в том, что документальные «протокольные» снимки воскрешают всего лишь идентичность, а не истинность запечатлённого события. Истинность же рождается в диалоге, через сопереживание зрителя его участникам.

Осознание контрастных композиционных соотношений на абстрактном уровне знаменует качественный скачок в развитии фотографирующего, поскольку вырванная из-под власти случая пара контрастирующих, но диалогичных единиц композиции представляет собой элементарную ячейку, единичный вектор авторского композиционного высказывания, движущую силу композиции. Суммарное воздействие контрастов определяет общую выразительность композиции. Фотография, победившая случай, представляет собой скомпонованную воедино (по принципу простоты, минимизации) вереницу шагов к пониманию целостности. В идеале, для наиболее адекватного и эффективного восприятия она должна состоять только из сопряжённых, взаимодействующих деталей. Те детали, которые не сопряжены посредством какого-либо контрастного соотношения - не работают, а следовательно, они не являются деталями композиции. Победа над случайностью даёт возможность фотографу научить зрителя умению удивляться произведению.

Фотография, вобравшая в себя сочетания контрастных пар, является «фотографией с приключением», поскольку контраст изобразительными средствами выявляет причинно-следственную связь внутри запечатлённого события. Такая фотография содержит в себе зрительные метки, обозначающие внутренний конфликт, а результирующая составляющая векторов авторского высказывания указывает путь к разрешению этого конфликта. Временная последовательность таких фотографий, как ничто другое характеризует личность фотографа. Делая обобщения увиденного, он совершенствует язык восприятия, каждый раз по-новому вычленяя предмет, действие, качество, он развивает способы созерцания и методы анализа окружающей действительности. Это приводит к достижению единства личности и среды, психического и физического развития, мышления и речи. Это даёт возможность соткать путеводную нить из ответов на фундаментальные вопросы, ведущую по лабиринту реальной жизни к познанию Мира и Истины. «Весь этот Мир лежит во мне, как драгоценные камни, нанизанные на нить» (Кришна (VII, 7)).

Согласно недавнему изысканию новосибирского физика и поэта Владимира Болотина, Истина обладает рядом качеств:

1. Истина находится на расстоянии вытянутой руки, но закодирована и недостижима как мираж.
2. Истина неградиентна, лишена каких-либо плавно изменяющихся свойств, то есть её невозможно найти «по запаху».
Всплеск истины нельзя предугадать. Мгновенность и спонтанность духовного озарения при встрече с Истиной подобна молнии, следствием которой является дар особой зоркости. В результате испытываемого при этом созерцательного экстаза в душе озарённого воскрешается гармония, соответствующая космическим ритмам.
3. Все количественные шкалы разбиваются при соприкосновении с Истиной. Истина не зависит от количества прочитанных книг, заработанных денег, любимых женщин, сочинённых песен, выпитого вина и, может быть, прожитых лет. Она может лишь качественно соотносится со шкалами Ужаса, Любви и Смеха.
4. Истина, хотя и рождается в диалоге, но испаряется при попытке анализировать её.
5. Непрекращающийся процесс поиска подходов к Истине - суть перманентного развития Искусства и Мира.

Лестница на пути к пониманию Истины имеет бесконечное количество ступенек. Полное познание недостижимо. Но фотографический интерес к окружающей нас действительности тем и обусловлен, что мы живём, окружённые более или менее таинственными предметами, отношение к которым легче всего выразить через демонстрацию с помощью контрастов эмоционального отклика на внутриобъектные противоречия. Мгновенная фотография, в отличие от других способов получения изображения, достигает здесь максимума достоверности, поскольку позволяет фиксировать самые мимолётные зрительные впечатления. Это возможно, конечно, только в том случае, когда съёмка настолько спонтанна, что фотографируемый не успевает задумываться (о процессе фотографирования), а фотографирующий перестаёт задумываться (всё о том же процессе). Достигаемая таким образом отстранённость фотографа гарантирует объективизацию фиксируемых событий. В свою очередь это даёт свободу от излишней идеологизации визуального образа, так как спонтанная фотография, основанная на демонстрации контрастов недогматична (и по своей природе, и по определению), а всякое идеологическое искусство основано на однозначном подражании объекту в рамках идеологических догм. Таким образом, диалогическое искусство контрастных сопоставлений составляет антитезу идеологическому искусству, образуя с ним диалектическое единство.

Наиболее целостной, а следовательно, прекрасной, оказывается та фотография, в которой автор в детском наитии и случайном порыве подражает виденному, не осознавая этого, а не интерпретирует увиденное в соответствии с установками, взятыми извне, скорректированными в целях социальной эксплуатации фотографа. Вылепливая с помощью взаимодействия контрастов образ, он подвергает проверке фетишизацией в произведении искусства даже не сами снимаемые объекты, а сверх того - ситуативные соотношения между объектами. Тем самым он создаёт двойную иллюзию: останавливает движение и доносит его непрерывность. С помощью этой двойной фальсификации фотохудожник консервирует мгновения жизни. Абсолютный Успех этого процесса возможен только в Абсолютной Фотографии - той, где мир рассказывает сам о себе, а автор как бы исчезает. Процесс получения Абсолютной Фотографии - это попытка составить уравнение между бесконечностью и образом. При этом сама грамматика искусства является сюжетом.

© 1998 Андрей Пашис

Галереи фотографий, афоризмы, рефераты и статьи о фотоискусстве на сайте http://mudrets-photo.org



Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

MAIN PAGE ALL ARTICLES DISCUSS
All Rights Reserved. © 2003 Хулиганствующий Элементъ