|
|
|
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------->
Об искусствах. Approach #4. Homo Sapiens
Летом по пятницам после работы я езжу на дачу. Сажусь в своих Вешняках в
пьяную шатурскую электричку и еду полтора часа до своего сто первого
километра. Что такое "пьяная электричка", думаю, объяснять не стоит. Жители
ближнего и дальнего Подмосковья, из Люберец, Гжели, Куровской и Шатуры
стараются найти в столице в два-три раза более высокооплачиваемую работу,
чем рядом со своим домом, и вот едут мужики из провинции работать в Москву
охранниками ("сутки через трое"), а бабы - кассирами и продавщицами. В
пятницу вечером все эти продавцы китайских трусов и их охранники
возвращаются к себе домой.
Несмотря на то, что электричка забита до отказа, я люблю ездить на дачу
именно по пятницам. Скажу вам, что провести
полтора часа в электричке после работы, без начальников и интернета - для
меня очень большая ценность. Люди из
провинции, знающие друг друга, кажется, ещё с детства, не смущают меня
ничуть. Я давно уже привык к тому, что эти люди
разговаривают матом. Они не ругаются - они разговаривают. Не беда, что из
каждых пяти слов - три матерных, зато всё
понятно и сразу видно отношение говорящего. И вот слушаю я полтора часа
рассказы о том, как Ванька утопил новый трактор, а Петрович давеча так
нажрался, что сделал предложение Лидке, и теперь не знает, как от неё
отвязаться. Много разговоров про огород: про чеснок, который не уродился;
про навоз, который нынче дорог; про покос и сено, и снова про Петровича,
который нажрался до такого состояния, что ему понравилась Лидка и вот
теперь ему приходится прятаться от неё. Я живо представляю себе Лидку,
которую никогда не видел, и чувствую, что несчастный Петрович действительно
перебрал. Мне жалко Петровича, хотя его я тоже никогда не видал:
по-видимому, это проявление мужской солидарности.
Вспоминаю прошедший день. Сегодня на фотографере обсуждался язык фото-арт и
его предполагаемая эволюция, вместе с эволюцией языка киноарта; говорили
также про степень допустимости элемента постановки в фотографии, про то,
что постановка нарушает принцип документальности этого вида искусства. В
вагоне в это время говорят про навоз, что цены на него в этом году сильно
подскочили, хотя качество значительно ухудшилось, в общем, навоз стал
дерьмовым. А без навоза хороший чеснок не вырастет, как его не поливай и не
ухаживай. У каждого свои проблемы...
А у меня вот рассказ один ну никак не получается. Хотел написать я про то,
как одна беременная обезьяна чуть не умерла от
голода, потому что не могла лазить по лианам со своим животом, но в самый
последний момент нашла всё-таки какую-то палку и дотянулась до банана,
родив впоследствии самого первого Homo Sapiens, и став мохнатой
прабабушкой части нашего общества.
И про то, как по прошествии десятков тысячелетий, жил-был один молодой
пещерный человек, Вася Пупкин, которому нравилась одна девушка из ихнего
первобытного племени, веснушчатая Машка Рыжикова; и про то, что Мишке
Квакину она тоже нравилась, но оба не могли подобрать нужных слов из
небольшого в то время словарного запаса в сто семьдесят пять слов, чтобы
описать ей свои чувства, и Мишка, впервые в истории человечества, придумал
нарисовать её портрет цветными минеральными пигментами на скале, а Вася
вырезал её прекрасную фигуру из бивня мамонта, и именно таким образом
родилось Искусство. Хотел написать я про то, что искусство появляется
только тогда, когда слов совершенно не хватает, когда чувства через край, и
когда незримо присутствует женщина. Про то, что искусство появилось именно
тогда, когда мужчины и женщины научились любить друг друга. И про то, что
начиная именно с этого момента, человек перестает быть Homo Sapiens,
становясь современным цивилизованным человеком.
Разговор про цены на навоз традиционно перетекает в обсуждение общих
знакомых тёлок и их достоинств. Тут уж каждому не терпится блеснуть своим
опытом в этой области, да припечатать анекдотом. Я наслаждаюсь:
удивительно, но факт,
что анекдоты про тёток содержат куда меньше матерных слов, чем живая речь,
и некоторые из них даже смешные. А вот до
анекдотов про любовь сообщество Homo Sapiens ещё не додумалось.
Кроме как: "Мама, меня любит Вовочка. -И давно?
-Давно, уже два раза!"
Вообще, если поискать в Библии упоминания слова "любовь", то почти всё, что
можно там найти на эту тему, относится
либо к любви Господа Бога, либо к самому Господу Богу (как к единому, так и
по отдельности к своим первым двум
ипостасям), либо к ближнему своему. Даже Песни Соломона, в которых более
всего говорится о любви, не являются исключением. Библия определяет
нравственные устои, не затрагивая вопросы культуры и искусства. Иисус
появился на свет далеко не в результате любви между мужчиной и женщиной.
"Плодитесь и размножайтесь", вот и весь разговор. Да и то, мало кому
известно, что эта популярная в народе фраза вообще-то относится к Человеку
и Жизни. Поэтому я полтора часа каждую пятницу выслушиваю всяческие
спекуляции в виде анекдотов на эту тему. И полтора часа я смотрю на
продавщиц китайских трусиков, которым так смешно от этих анекдотов. А когда
молчит любовь, разговаривает пошлость. Иногда я задумываюсь над тем, что
несмотря на то, что тема любви в самом светлом и чистом смысле этого слова
никак не освещена в библейских догматических религиях, а в восточных
религиях чистого опыта она рассматривается только лишь в практическом плане
занятия ею, зато вот тема урожая и проблема как накормить "пятью хлебами
ячменными и
двумя рыбками пять тысяч человек, кроме женщин и детей" разбирается в
деталях. И весьма показательный факт, что одно из величайших произведений
Искусства, древнейший мавзолей Тадж-Махал в Индии был построен не как
религиозное сооружение, а как усыпальница любимой женщины.
Одна моя подружка сказала мне как-то: Димка, ты никогда не задумывался,
глядя на людей, что внутри каждого из них
бьётся тёплое сердце? До того я никогда не задумывался над этим. Но я
помню, как оно билось в тот самый момент, когда
я дарил своей первой девушке специально для неё нарисованную картину. Я
примерно знаю, как стучало Васино сердце, когда
он вырезал фигурку любимой женщины из бивня мамонта. Я догадываюсь, как оно
бешено колотилось в груди, когда Мишка ночью тайком от всех рисовал портрет
на скале напротив Машкиной пещеры. И, как это не цинично прозвучит, я могу
предположить, что у многих представителей рода Homo Sapiens оно
замирает только тогда, когда вдруг оказывается, что вместо заказанного
навоза тебе привезли машину дешёвой подстилки из коровника за те же деньги.
А без хорошего навоза урожая не будет.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------->
© 2003 Дмитрий Катков
|
|
|
|