Х Э
ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА НОВОСТИ СТАТЬИ О ФОТОГРАФИИ OFFTOPIC ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ
ЗАМЕТКИ "СЕРОГО" КОММЕНТАТОРА

Необходимое замечание: все упомянутые ниже имена заезжих профессоров Вадимовых-Раскладушкиных не относятся к их Уважаемым владельцам. Это просто случайное совпадение.

Вот давайте попытаемся ответить на следующий вопрос: "Что такое плохой дом, постройка?" Прежде всего, плохим домом является тот, который непригоден для жилья или для размещения в нём какого-то бизнеса, к примеру, с дырявой крышей. Также, наверное, можно сказать, что любой, даже самый хороший, дом не является хорошим, если построен на плохом фундаменте. Совсем уж плохим является дом, который покосился и вот-вот рухнет. Всё это так. С другой стороны, что мы можем сказать про случай, когда этим накренившимся зданием является Пизанская башня? Тот факт, что ежегодно миллионы туристов приезжают со всех концов земного шара поглядеть на неё, не даёт нам основания заявить, что это сооружение принадлежит к разряду плохих построек. Или другой пример: вот недалеко от меня находится неприметный особняк, с низкой крышей, а следовательно, и с низкими потолками, спроектированный так по заказу какого-то богатого, но низкорослого заказчика. Мимо пройдёшь - не заметишь, а если заметишь, то через секунду забудешь. Что я и делал долгое время, до тех пор, пока мне не растолковали, что это, оказывается, известный Mayer May House, постороенный знаменитым на весь мир архитектором Франком Ллойд Райтом! И в любом серьёзном учебнике по архитектуре про него как минимум упомянуто. Стало быть, это хорошая архитектура, а я этого и не знал... Опс!

Зато вот в прошлом году, летом, на даче я своими руками возводил баню. Весь месяц я не слезал с неё, родимой, скрепляя брусья скобами, потом обшивал вагонкой, крыл крышу и стелил полы. Да, потолок получился немного низковат, ну и что? Я думаю, что именно это обстоятельство делает её похожей на Майер Мэй Хаус и лично я причисляю её к шедеврам дачной архитектуры, тем более, что тётя Рая с соседнего участка, постоянно строчащая любовные романы под псевдонимом Джоан Браун, несколько раз громко нахваливала данное сооружение ядовито-зелёного цвета, которое наконец-то отгородило мой участок с вечно орущими и дерущимися детьми от её участка, с глупой и постоянно лающёй на моих детишек овчаркой Даной. Хотел бы я послушать, что сказала бы тётя Рая про всемирно известный Майер Мэй Хаус, если бы приехала за тридевять земель посмотреть на него... Мне думается, что культурнаяписательница тётя Рая, пишушая романы "... он обнял её и страстно поцеловал", сказала бы: "Какая х*рня!, прости Господи", и была бы по-своему права. И наоборот, заезжий знаток архитектуры, профессор Вадимов-Раскладушкин, долго бы восторгался изяществом архитектурных решений этого шедевра домостроения прошлого, причмокивая губами и потом не спал бы две ночи от пережитого. А знаете почему? Потому что профессор знает ещё со времён обучения в институте, что великий архитектор Франк Ллойд Райт принципиально не может создать отстоя. Так кто же прав: тётя Рая, доверяющая своим чувствам, или Вадимов-Раскладушкин, слепо доверяющий авторитетам, и обучащий этому ремеслу своих наивных студентов?

Ответ вовсе неочевиден: раз указанное сооружение является признанным произведением искусства, то оценивать надо степень переживания чувства, а оно у обоих персонажей налицо: у одного восторг, у другой - негодование по поводу зря потраченных времени и денег. Также никакими цифрами, понятиями и сравнениями нельзя оценить степень эстетической ценности произведения искусства: к примеру, если оценивать уникальность изобразительных решений, то можно прийти к выводу, что моя баня гораздо более эстетически ценна, чем указанный архитектурный шедевр, по той причине, что я там такого намудрил, что никакому Райту не могло бы присниться в самом страшном сне! (Хотя, я охотно допускаю, что такое могло бы присниться Корбюзье). То же самое можно отнести и к степени уникальности самой постройки: и моя баня и Майер Мэй Хаус уникальны по-своему! Наконец, если бы спросить самого Франка Ллойда Райта оценить его собственное творение и мою скромную баню, то я скромно думаю, что великий архитектор сказал бы, глядя на мой зелёный домик: "Wow, cool!", в то время, как известно, что великие вечно бывают недовольны своими произведениями, доделывая и переделывая их до самой своей смерти в глубоком маразме.

Оставим тему архитектуры и обратимся к музыке. Вот есть такой титан жанра, как Иоганн Себастиан Бах. А у меня в машине есть компакт диск "Глюкозы":

"Девочки-глюкозки, мальчиков всех под каблучоооооок!
Глюкозы-девочки - классные припевочки!
Коза-Ностраааа!.."

Обращаю Ваше внимание, что у меня в машине нет диска Иоганна Себастиана Баха. Не потому, что такой диск дорог - он стоит втрое дешевле "Девочек-глюкозок", и стоит он так мало по той простой причине, что его никто не покупает. У меня нет Баха потому, что эта музыка мне не нравится. Правда, однажды я пошёл в консерваторию на концерт, где исполняли произведения данного Классика, и обнаружил, что бывает даже хуже: если под фуги Баха хоть как-то можно спать, и я мирно продремал всё первое отделение, никому не мешая, то во втором исполняли какие-то кантаты какого-то другого великого композитора, такие, что я, как ни ворочался в кресле с блаженно закрытыми глазами, так и не смог заснуть. В результате я покинул концерт невыспавшимся. Бескрайне-культурный и безнадёжно-воспитанный профессор Вадимов-Раскладушкин, конечно же, мог бы обозвать меня невоспитанным и некультурным невежей, и, знаете что? Он был бы прав! Я видел много воспитанных и культурных людей, которые знают, что должно нравиться, а что не должно нравиться, сами слушают ту же "Глюкозу" по ночам под подушкой и умеют тщательно это скрывать, витиевато, а самое главное, укоризненно рассуждая по утрам на форуме об эстетике искусств и о засилии попсы. И о "эволюции языка Фото-арт". Так что я согласен быть некультурным и особенно невоспитанным и не скрывать своих искренних чувств. Знаете почему? Потому что я хочу прожить свою собственную жизнь, а не жизнь отдельно взятого барана из стада, пасущегося на лужке неподалёку от предгорий официально-признанного искусства. И мне совсем не хочется, томно вздыхая и понимающе-причмокивая восторгаться теми произведениями искусства, которыми следовало бы восторгаться, каждому воспитанному человеку. Хотя, погодите, кое-что из Бетховена мне всё-таки нравится, только я не помню, что именно, и кто написал. Знаю лишь, что Великий Ленин тоже восторгался тем же самым. А раз Ленин восторгался, то и меня заставили в своё время принудительно послушать и восторгнуться тоже, что оказалось на этот раз действительно искренне-здОрово и от всей души.

"Хвосты пистолетами,
Курс держать по ветру.
И бронежилетами
Скроем наши чувства"

Прошу прощения, отвлёкся, слушаю "Глюкозу". Продолжаем нашу беседу. На то, как оценивать то или иное произведение искусства, влияют два больших лобби: ремесленники и околобогемная тусовка. Для этой цели они придумали миф о том, что поскольку искусство имеет эстетическую ценность, то она может быть оценена и подлежит оценке. С ремесленниками дело обстоит проще: имеются некоторые критерии, которые могут быть сформулированы словесно, такие как оригинальность, композиция, всевозможные решения, например цветовое и постановка освещения, резкость и зернистость. Профессионалы и ремесленники строго структуированы, и считается, что находящиеся выше снимают лучше, а следовательно, они хорошие фотографы. Что значит "лучше", господа? Резче? Или цветастее? Оригинальнее? - Тогда получите эксклюзивный тур "Люда в туалете", про то, как Люда писает! По какому критерию производится отбор данных фотографов в Члены Союзов и их фотографий на выставки? По количеству предыдущих персональных выставок и публикаций? Так ведь и то и другое покупается за деньги, и никак иначе... Хотите персональную выставку - платите денежки, порядка 30-50 долларов за одну фотографию, в зависимости от того, кто её будет печатать и вставлять в рамку. Хотите быть опубликованным в каталоге - платите ещё. Короче, платите, и вас примут куда надо, вами будут восторгаться и у вас будут покупать. Вы станете Гением, прижизненно. Правда, потом о вас забудут, потому что на ваше место придут другие такие же, но с более толстыми кошельками.

Как известно, короля делает свита. Поэтому вокруг тех, кто уже признан, в скором времени образуется околобогемная тусовка, из пока ещё неталантливых. Идейная платформа этой группы неудачников состоит в том догматическом положении, что фотограф с именем снимает только хорошие фотографии. Неудачные фотографии знаменитых фотографов называются не "отстоем", а результатами творческих исканий, экспериментированием. Вот поэкспериментировал Мухин в Нижнем Новгороде с цветом, получилась не просто ерунда, а целая выставка в галерее XL, на которой было выпито много красного вина в тишине, нарушающейся изредка чьими-то восторженными всхлипываниями.

Аналитический подход к оценке произведений искусства сидит в нас ещё со школьной скамьи. Вспомните уроки литературы: мы разбирали по полочкам состав произведения, его композицию и построение, вместо того, чтобы учительница просто вышла на середину класса и сказала бы нам: "Ребяты, да это просто здоровская повесть, почитайте - не пожалеете!" Поэтому мы приучены думать и анализировать вместо того, чтобы вспомнить забытые нами чувства. Наше мнение часто формируется в результате размышлений и анализа имеющейся информации, вместо того, чтобы просто оголить наши чувства, и, как муравей усиками, ощупывать ими то или иное произведение искусства. Так что я думаю, что мыслить приходится тем, кто забыл, как чувствовать.

Тут мне хочется утихомирить свой воинственный пыл и иронию и сделать одно спокойное и серьёзное замечание. Давайте всё-таки расставим все точки над i: на самом деле человек устроен так, что стесняется выражать на людях свои чувства. Открытое выражение своих чувств расценивается как приоткрытие дверцы в самые глубины души, к самому сокровенному, и мы уже дошли до такой, высшей, степени маразма, что не можем толком донести до своей девушки то, как сильно мы любим её... Чего тогда остаётся говорить про комментарии к чужим фотографиям... Поэтому-то чувства и заменяются мыслями, которые, наоборот, приветствуются в любом обществе, говоря о Вас как о разносторонне развитом и культурно-воспитанном человеке. Поэтому, если взглянуть в этом контексте на комментарии к фотографиям, мы обнаружим, что многие комментаторы на самом деле не комментируют конкретные фотографии, а создают защитную оболочку своего пустого Я, то есть собственный имидж. В отличие от ёжика: у него снаружи хоть и иголки, но где-то там внутри всё-таки есть тёплое сердце.

Ну а про настоящих Классиков... Представьте себе молодой побег яблони, семя только что дало росток. Тянется наша яблонька к свету, растёт. И вот однажды, от ствола вдруг пробивается веточка куда-то вбок, наперерез всему. Потом другая, третья... Эти основные, несущие ветки и есть те самые Классики. Позже, от каждой из них ответвятся другие побеги, от них третьи, и так далее. Вот примерно так выглядит развитие любого вида искусства. И Ваша веточка там тоже есть. И она тоже тянется к свету. И дерево, между прочим, ещё не закончило расти. Так что дерзайте.

© 2003 Дмитрий Катков
ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА НОВОСТИ СТАТЬИ О ФОТОГРАФИИ OFFTOPIC ФОРУМ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2005 Хулиганствующий Элементъ