|
|
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------->
Должна ли фотография нравиться?
Индивидум, задумавшийся над вопросом, почему вот эта, отдельно взятая,
фотография нравится зрителю, а другая - не нравится, неизбежно приходит к
размышлениям над смыслом самого понятия - "Нравиться". Поблуждав в поисках
ответа, можно прийти к несложному выводу, что "нравиться" - значит находить
отклик в сердцах и душах людей, отвечая эстетическим запросам, или к более
глубокому выводу о "пробуждении" и реализации в подсознании прошедших [былых]
состояний и прошлого опыта, независимо от его качества.
Однако, есть и другой подход, который даёт неожиданный результат. Должна ли
фотография нравиться вообще? Я не говорю сейчас о бездарно выполненных непродуманных
работах, речь идёт о серьёзных работах серьёзных авторов, непонимаемые и
непринимаемые широким кругом зрительской аудитории. Студентам-первокурсникам, в целях
эксперимента, предложили принять экзамен у профессора математики, задав ему взять
интеграл. Ответ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. Ровным счётом ничего не поняв из старательных
выкладок профессора, на всякий случай, поставили ему троечку. Вместо того, что бы
слушать, понимать и развиваться.
Вспоминаю своё прошлое. [Это действие, кстати, подсознательно производится каждым,
кто знакомится с той или иной фотографией]. Когда мне было 14 лет, ко мне приехал
мой двадцатилетний двоюродный брат Лёшка, и привёз ЗАПИСИ. На одной катушке было собрано
созвездие ведущих рок-групп того времени - Deep Purple, Queen, King Crimson,Pink Floyd,
Rolling Stones, Doors и другие. Я их прослушал и получил полное отвращение от подобной
"музыки", честно и ясно изложив свои ощущения брату. Мой мудрый брат только укоризненно
покачал головой, сказав "Потом поймёшь". Через 7 лет до меня дошло.... До сих пор стыдно,
хотя рановато для меня тогда было, но зачем же давать оценку тому, что не понимаешь?
Одновременно с этим замечу, что та музыка, что мне очень нравилась в то время, давно
мной забыта, да и названия тех ВИА уже даже припомнить трудновато. А с этими продолжаешь
жить.
Другой пример. У кого - как, а у меня самые долгие жизни и добрые воспоминания связаны
не с теми девушками [опять о курах!], кто в первую же минуту сразил наповал, а наоборот,
с теми, кто был некрасив и непривлекателен на первый взгляд. Как сейчас помню, в девятом
классе к нам пришла новая девочка. Из нас никто её до того ещё не видел, и помню, сидели
мы с Костиком и спорили, кто из нас будет гулять с новенькой. Тут вошла она! Она была
настолько НЕОБЫЧНО некрасива собой, что я тут же встал и крикнул Костику через весь класс -
"Бери её, она - твоя!". Через полгода в неё был влюблён весь класс. И я в том числе. Вот так-то...
Она была просто необычной, не такой, к чему мы все привыкли. С тех пор я считаю, что шкала с
красотой на одном конце и с отвратительностью на другом, на самом деле, представляет собой замкнутое
кольцо, и есть место, где красота граничит с некрасивостью [в этом месте часто рождаются шедевры]. Просто
всё дело в нашей психологии -
мы всё оцениваем с позиций ожидаемого восприятия, основываясь на прежнем визуальном опыте, и не хотим
замечать ничего нового, что необычно для нас.
Таким образом, всё то, что нам нравится, к чему мы привыкли, не развивает нас. То, что
необычно, необщепринято и некрасиво на наш взгляд - призвано развивать пытливые умы как авторов и наше
чувство восприятия прекрасного как зрителя. Прав Дмитрий Константинов, который как-то сказал, что гениальная
фотография должна иметь весь спектр оценок - от единицы до десятки. Ставя ту или иную оценку за такую
работу, зритель тем самым сам определяет свой класс в школе восприятия искусства. Кто-то только идёт в
первый класс, держа молчаливо "кол" в руках, кто-то уже научен всему необходимому, готовый развиваться
самостоятельно и понимает речь профессора на экзамене, проставляя "Отлично".
Мир гораздо шире нашего понимания. Так что давайте принимать это во внимание.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------->
Дмитрий Катков © 2002
Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
|
|