Х Э
ГЛАВНАЯ ВСЕ СТАТЬИ ОБСУДИТЬ
Счастливая звезда профессора Ватрушкина

"Вы говорите, он гений? А по мне, так он полный идиот..."
(Фраза из кинофильма "Бин")

Профессор Ватрушкин не был простым фотографом, который только вчера впервые взял в руки камеру. Ватрушкин был уважаемым фотографом с именем, достаточно известным в уездном городе N, где он жил, провёл несколько сотен персональных выставок, и даже был два раза спрошен на улице об автографе, так как был очень похож на актёра Савелия Крамарова, несмотря на то, что тот давно помер. Кроме того, профессор Ватрушкин имел свой фотокласс в местном университете и был Действительным Членом и Почётным Председателем всех тех Творческих Союзов, которые только можно себе представить и официально определял дальнейшее направление развития Фотоискусства в своём городе N.

Ватрушкин знал теорию фоторемесла в совершенстве. На его работах выучилось не одно уже поколение молодых творческих фотографов, да так, что во многих фотоателье по изготовлению фотокарточек на паспорт 4х6 на стенах висели портреты с его изображением, в знак благодарности учеников своему Учителю. Кроме этого, все выставочные залы и галереи города одолевали его круглосуточными телефонными звонками с просьбой разместить у них хоть что-то из творческого наследия Мастера, и поэтому в конце-концов телефон пришлось отключить в ночное время. Короче говоря, Ватрушкин был знаменит и купался в собственной славе, не боясь в ней утонуть.

Сам Ватрушкин обладал сокровенным Знанием: он досконально знал все законы фотографической композиции, принципы построения кадра, как выигрышно поставить свет, как раскидать цвета в строгом, заранее продуманном беспорядке и на что снимать. Что именно снимать, Ватрушкина не интересовало: он уже давно понял, что успех фотографии от этого не зависит. Любая тарелка с недоедеными объедками, снятая им красиво и в строгом соответствии с законами жанра, сразу же становилась главным мастерписом выставки и народ валом валил подумать над тем, что своим произведением хотел сказать Маэстро.

Обладал Ватрушкин и другим, на этот раз откровенным знанием, о котором никому не говорил, да и сам боялся думать: он прекрасно знал, что при наличии вороха популярных работ, он так и не снял ни одной такой, которая была бы действительно Гениальной работой и могла бы войти в историю Фотографии как искусства. Разговаривая на следующий день после выставки со студентами на лекции, никто не мог даже припомнить хотя бы одну из тех фотографий, что на ней были представлены, и что там было изображено; хорошо хоть, что помнили имя автора. "Ватрушкин, Ватрушкин идёт!" раздавался восторженный шорох юбок первокурсниц, когда Маэстро проходил по университетским коридорам.

"Жалкие, ничтожные людишки!" - справедливо негодовало Маэстро, уставившись по вечерам в только что опрокинутую рюмочку чая - Ватрушкин тайно мечтал о признании столичной богемы, от которой уездный городишко N находился довольно далеко.

Для того, чтобы хоть как-то поразвлечься, Ватрушкин записался на один из фотографических сайтов в интернете, почему-то под псевдонимом "Сенкевич". Поначалу профессор даже завёл у себя на форуме темы под названиями: "Мои Высказывания" и "Фотографии, за которые я великодушно решил не ставить оценку" и принялся активно опровергать всех тех, кто хоть что-то сказал, но и это не дало отдыхновения душе: жалкие, ничтожные людишки, обитающие на сайте, к несчастью, имели своё собственное мнение о том, какой должна быть фотография и часто не только не соглашались с Ватрушкиным, но даже высказывали свои собственные мысли, что было уж совсем недопустимо, постоянно выводило профессора из себя и заставляло принимать чай гранёными стаканами, один за другим, и даже не закусывая.

В результате тяжёлых и продолжительных боёв с воображаемым виртуальным противником профессор вначале потерял покой и сон, а затем вообще слёг в постель. Сидя в подушках, он целыми днями смотрел телевизор. В интересной передаче про великих художников рассказали о том, что один из них в конце жизни нашёл радость в том, что кушал свои масляные краски прямо из тюбиков, как космонавт; затем пошла речь о знаменитом Ван Гоге, который откусил себе ухо. Как ему удалось это проделать, профессор не расслышал, так как выходил в это время в туалет. А может его откусил от Ван Гога какой-то другой великий.. Затем, после рекламы, началась другая передача, про то, как живут и чем занимаются известные в прошлом спортсмены, которые не раз завоёвывали первые места на всевозможных соревнованиях. Вот эти, отдав всё своё здоровье Большому спорту, стали инвалидами; эти - выйдя на пенсию в 30 лет, стали безработными; третий покончил с собой; а этому повезло - государство подарило инвалидную машину и платит ежемесячную пенсию. Профессор переключил канал: по второму говорили про Эйнштейна, который был не от мира сего, да так, что не следил за собой и подвязывал верёвочкой свои мешковатые штаны. Затем упомянули про Робертино Лоретти, который ещё в детстве отдал свой голос за искусство, а закончилась передача почему-то рассказом про какого-то православного Святого, который попал в каноны благодаря тому, что оставил всё, что было нажито, и ушёл жить в лес, впоследствии основав там монастырь Сергия Радонежского. Ватрушкин выключил телевизор, поправил свои мягкие подушки и вскоре заснул.

Наутро профессор проводил съёмку очередного Шедевра в студии. Ассистенты уже приготовили всё, что было нужно в соответствии с творческим замыслом Маэстро, и к приезду Ватрушкина на подиуме уже валялись шкурки от бананов, арбузные корки и возлегала Капитолина - приглашённая модель, временно прикрытая пледом. Едва появившись в студии, профессор взобрался на подиум, с тем, чтобы поправить один из осветителей, но, подскользнувшись на одной из корок упал, сильно ударившись затылком о силиконовую грудь модели и потеряв при этом остатки своего сознания. Очнувшись под действием свежего воздуха от срочно принесённого в студию вентилятора, профессор никак не мог вспомнить, кто он, где он находится и кто такие эти люди. Более того, он не только не мог вспомнить никаких, даже базовых, основ композиции, но даже и не пытался этого проделать. Глубокомысленно произнеся сакраментальную фразу "У пациента были вафли на завтрак и понос на ужин", он поднялся и осмотрелся. Глядя в окно, он заметил на улице котёнка, что перебегал дорогу. Профессор снял фотоаппарат со штатива, и бормоча себе под нос "надо бы подойти поближе" попытался выйти через окно шестого этажа.

В психиатрической лечебнице профессор не был замечен в агрессивном поведении, вёл себя тихо и любил рассказывать коллегам по палате историю про то, как он воевал на фронте в первую мировую и как на него наехал танк, но, к счастью, врачам клиники Безукладникова удалось избежать ампутации головы. Профессора даже взяли фотокорреспондентом в редколлегию местной стенгазеты "Друг психиатора" и его иллюстрации всегда пользовались бешеной популярностью среди пациентов.

Как-то раз, ближе к вступительным экзаменам в ВУЗЫ, в лечебнице решили провести День открытых дверей. Для этого были приглашены телевизионщики, журналисты с фоторепортёрами и даже супруга мэра города N со своими важными подругами. При входе делегацию гостей во главе с их супругой встречала стенгазета с иллюстрациями того, как хорошо живётся пациентам в данной лечебнице, несмотря на полное отсутствие крайне нужного финансирования. Указанные иллюстрации произвели такое сильное впечатление на госпожу Свидлову, директора N-ского Дома фотографии, а поэтому понимающую в ней толк, что санитары приняли её за сбежавшую из палаты пациентку. К счастью, недоразумение вскоре развеялось, и госпожа Свидлова заказала себе два десятка отпечатков для галереи.

На следующее утро к Ватрушкину наконец-то пришла настоящая мировая слава. Выставка "Снимем маски" была признана ЮНЕСКО частью всемирного культурного наследия, экспонировалась во многих странах на всех без исключения континентах, затмила по посещаемости Лувр с его "Моной Лизой" и в конце концов нашла постоянное пристанище в Музее Фотографии города Нью Йорк, что находится в США. А Ватрушкин провёл остаток своих дней в психиатрической лечебнице, как и подобает настоящему Гению.

© (текст) 2003 Дмитрий Катков

© (фото) 2002 Олег Беседин

MAIN PAGE ALL ARTICLES DISCUSS
All Rights Reserved. © 2003 Хулиганствующий Элементъ