Х Э
ГЛАВНАЯ ВСЕ СТАТЬИ ОБСУДИТЬ
Андрей Пашис
Встреча с Николаем Бахаревым.

ИРОНИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ В ОДНОМ ДЕЙСТВИИ

Запись на диктофон 24 сентября 1999 года

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Коля, фотограф из Новокузнецка.
Андрей, хозяин квартиры.
Паша, приятель Коли.
Марина, жена Паши.
Валя, их дочь.
Алина, дочь Коли.
Дима, фотохудожник.
Костя, фотограф журнала «Фото Сибирский успех».

Действие происходит вечером на кухне площадью 7.8 кв. м., в типовой однокомнатной квартире. Перед плотно сидящими гостями стоит Коля, невысокий человек, рыжий с проседью, с бородкой, в роговых очках. Посреди кухни стоит небольшой столик, на котором пьют, закусывают, рассматривают фотографии. Периодически мяукает кошка бенгальской породы.

Коля (весьма импульсивно): ...ещё вытащу технологию, покажу... Что вы делаете с обнажёнными девочками, я вам могу показать в куче. Это делается левой ногой. Принеси мой чемодан, там, а?
Андрей. Потом. Расскажи пока словесно.

Дима открывает бутылку коньяка, разливает по рюмкам.

Коля. Словесно я не могу. Я на примерах. Мне надо... Мне не о чем говорить просто. Профессионал себя осознать не может. Осознать себя могут только умные люди. Через них ты ещё что-то поймёшь. А когда ты сам в себе крутишься - ты сам для себя гений. И меня не интересуешь ты как гений. Абсолютно. Гениев мне не нужно. Мне уже надоели эти гении. С художниками-гениями я ругаюсь по всему Союзу, тут ещё фотографы-гении... Термин «гениальность» меня не интересует. Гениальность вы себе приписываете. Я обычный профессиональный бытовой фотограф. На основе этой бытовой профессиональной работы появляются случайные вещи, работы, которые имеют ценность как культурный феномен. Это случайный, не зависящий часто от меня ...
Андрей. Потому что ты в этом вырос, да?
Коля. Нет, когда это совпадает. Я научился разбираться. У меня достаточно большая визуальная культура. Я научился отбирать, что такое хорошо, а что такое плохо. Вы пока, в Новосибирске, не научились отбирать. Вы не только не умеете, вы не знаете, что это такое.
Андрей. Да тебе во всём мире нет равных.
Коля. Да не мне нет равных. Это вам... (машет рукой) Вообще с вами разговаривать сложно на основе ваших материалов. Потому что отбора практически нет. Ты принеси этот... чемодан, я тебе покажу понятие отбора... понятие отбора.
Андрей (выходя из кухни). Как он выглядит, чемоданчик - то?
Коля. Да чёрт бы там... Старенький там... Около стены... Прям... Нап... В твоей вот этой... Напротив прям... Иди прямо... (отхлёбывает коньяк)

Андрей заходит из коридора в комнату, приносит чемодан. Коля берёт чемодан, расстёгивает молнию, достаёт две стопки фотографий.

Покажу тот кадр, который идёт на выставку и как он дохо... каким образом... за счёт каких приёмов он добивается.
Андрей. Мы сегодня фотографировать - то будем?
Костя (раздражённо). Да будем, будем, подожди!
Коля (ехидно, с задором). Так как Пашис у нас фотографирует обнажённых...
Андрей (шмыгая носом). Не всегда...
Коля (жуя). ...ему близко эта тема... тема..., поэтому эту тему сейчас ему раскачаю...(смеётся)

Андрей ставит на плиту вариться окунька в ковшике для кошки. Кошка нетерпеливо мяукает.

Коля (ворошит свои фотографии). Говорить это надо в процессе...(достаёт снимок с тремя сидящими на пляже упитанными женщинами в отечественных купальниках) Вот одна работа, вроде бы на разных выставках... вроде бы примитивная и ничего не оценивающаяся... Куча материала, чтобы сделать один этот кадр... и много пустых работ. Ваша работа и моя - пустая работа сама по себе, но чтобы сделать эту работу, надо сделать много пустого. Я научился отбирать. Вы пока, новосибирцы, не научились отбирать что такое хорошо, что такое плохо. У нас была школа какая - то немножко, в Новокузнецке, профессиональная...
Андрей. Говори по существу.
Коля. Существо исходит из материала, а не из демагогии.(просматривает несколько фотографий) Я научился верить умным людям, а не вам... Если вы из Совдепии получили образование такое же, практически, как и я..., культуру, имеется в виду, то значит верить нам, как профессионалам, нельзя. (сбивается) То есть как умным людям. Как профессионалам можно верить, но как умным людям нам нельзя верить... (проникновенно) Нет среды, Андрей, культуры нет.
Андрей. Культурные традиции часто являются препятствием к возникновению новых произведений. Ни профессионализм, ни ум к искусству отношения не имеют.
Коля (возмущённо). Что?! К отбору это очень много имеет.
Дима (многозначительно). Отбор - это критерий рынка, а не...
Коля. Это у вас, в примитивной среде, критерий рынка, а в моей среде, в профессиональной, нету критерия рынка.
Андрей. Коля, во-первых, ты не профессионал, а истинный любитель съёмочного процесса, - раз; во-вторых, ты - примитив, в смысле, что твоё искусство наивно, - два; в-третьих, ты - фотограф-исследователь, узко специализирующийся на съёмке людей из близкого тебе социального слоя вне отрыва от их среды обитания. Тебя устраивает это?
Коля. Ваша трактовка, как провинциального фотографа из Новосибирска, меня устраивает. Но мнения обо мне не зависят от высказываний зарубежных и отечественных искусствоведов. (показывает на свои снимки) Материал уже собран. Он уже работает независимо от меня. Это уже не от меня зависит. Органика не от меня зависит.

Коля лихорадочно перебирает фотографии, некоторые из них раскладывает по столу. (бормочет под нос) ...Это уже другая дама... Это из этой пачки...

Андрей. Важно, что ты любишь раскладывать эти пасьянсы.
Коля. Это работа такая. С клиентом. Пять - шесть часов я с ней работаю. Клиент хочет увидеть себя куколкой, чтобы подарить фотографию своему мальчику.
Андрей. О клиенте здесь говорить не приходится. Просто ты маньяк, который тащится от процесса создания этих фотографий.

Андрей снимает с плиты кастрюлю.

Коля. Это норма существования любого художника, который должен от процесса создания своего произведения получать комфорт. Если он не получает, он тогда не художник, он просто ремесленник. Имеется в виду психологический комфорт. Каждый получает комфорт на своём уровне.
Андрей. Твоя фотография - несомненно любопытный документ, но к искусству это отнести сложно, так как за редким исключением, в твоих произведениях нет отточенной художественной формы...
Коля. Я ценю профессионализм от способа мышления, а вы - от технологии. Я делаю работы творческие, которые имеют отклик у умных людей. (перелистывает фотографии манекенщиц) У меня не было никогда моделей. Я работал с бытовыми девочками из общежития. Это просто работа. Работа для меня - это форма существования. У меня девочки тоже хотят выглядеть, как в журнале мод, но только там добавляется кое-что-чего. Время добавляется, среда добавляется. У меня люди, а не модели, манекены красивые. Я что, против них? По поводу моделей разговаривать здесь не о чем, понимаете, здесь не о чем вести разговор. (судорожно перелистывает портфолио с фотографиями манекенщиц) Я не понимаю, о чём эти фотографии? Об одежде? Это работа для журнала мод. Только я не вижу... Я не знаю, о чём это. Я учился на этих делах. Но сейчас, когда я смотрю на это, я не понимаю, о чём это. Вы можете сформулировать, о чём это? В этих фотографиях есть маска, но нет культуры. Для нашей творческой среды это цены не имеет.
Андрей. Какие журналы ты читал в молодости?
Коля. Мы не читали, мы просматривали. Двадцать лет назад из-под полы продавались порнографические журналы. «Советское фото» обнажённые фотографии не печатало. Поэтому мы учились по ним фотографировать обнажённое тело, понимать и чувствовать его, исходя из советского мышления, связывая это советское мышление с нашими художниками - живописцами, русскими и советскими.
Андрей. Ты придерживаешься какого-либо стиля?
Коля. Стиль Бахарева - это когда человек откровенно перед людьми себя раскрывает. Если нет раскрытия, а есть фиксация, к выставке это отношения не может иметь. Всё. Не надо думать, надо...

Андрей выходит из кухни в туалет.

Коля (бурчит под нос). Так... Ну, ладно... С этим Андреем... Я думал, он действительно пишет статьи. Статьи он не может писать искусствоведческих... Может быть научные, по технике он может писать. А искусствоведческие, при его подходе терминологической... к творчеству художественному я сомневаюсь, что он грамотно может трактовать это творчество.

Андрей возвращается, рассматривает разложенные фотографии. Достаёт с полки свои фотографии группы обнажённых молодых людей на нудистском пляже, показывает.

Андрей. (удовлетворённо, с иронией) Школа Бахарева!
Коля (укоризненно). Товарищи, ну... (обращается к Паше, назидательно) Павел, но не может быть, когда человек не позирует, нам не предлагает самого себя, это не может быть школой Бахарева... В процессе работы это всё есть... (делает небольшую паузу) У вас, в Новосибирске, нет среды профессиональной, которая вас била бы по башке за ваши псевдопредставления о творчестве. У вас нет этих представлений. У вас просто превратные представления. Найдите умных людей, которые будут с вами разговаривать открыто, не раскланиваясь перед вами. Тогда есть смысл... А так - как с вами разговаривать, когда вы сами для себя умные? (пауза) Напишите серьёзную статью, не игровую, а серьёзную статью, которая может творчески объяснить вашу точку зрения..., нашу точку зрения... Может тогда будет смысл. А так это бесполезно. (рассматривает пляжные фотографии, на которых играют обнажённые парень и девушка) Ну, ребята... Это игра. Это же театр можно знаешь какой сделать!...

Коля, шутливо позируя, игриво размахивает двумя крупными ножами. Костя фотографирует.

Костя (декламирует). В журнал: «Так проходила беседа».(смеются)
Андрей (оценивающе глядя на Колю). Раздеться тебе осталось.
Коля (кладёт ножи на стол). К психологии это отношения не имеет. К культуре тоже. Это меня уже тупость часто трясёт такая, когда вы просто снимаете и не думаете. Если я пять часов работаю, я не снимаю десять плёнок. Я две - три плёнки только снимаю, потому что с каждым кадром приходится думать. А вы ж не думаете, вы просто снимаете. Зачем вам думать? Вот разница в этом. Когда во время съёмки, чисто профессионально, даже на пляж иду, я ж не снимаю всё подряд. Пока клиент не предложит самого себя, я не снимаю.
Андрей. Что в этом нового?
Коля. Это не новое. Это профессиональные навыки...

Андрей выкладывает варёного окуня на тарелку, измельчает, даёт кошке.

Андрей. Ты знаешь, что такое слово «профессионально»?
Коля. Нет, не в вашей трактовке. Ваша трактовка меня не интересует. Я не делаю качества.
Андрей. Это комбинация свистящих и шипящих букв, обязательно необходимая в кошачьем имени. Звукосочетание «профессионал» составляет кошачье имя для человека, на которое он откликается для того, чтобы ему дали корм.
Коля. Я это не понимаю. Это вы откликаетесь. Я откликаюсь с умными людьми, а вы откликаетесь не с умными, а с любителями, понимаете? Ваша любительская провинциальная среда пусть откликается на ваш профессионализм. (пожимая плечами) У меня так на ваш профессионализм никто не откликается.

Рассматривает студийные фотографии.

У нас Дериглазов этим занимается с лучшим качеством. Занимайтесь вы сколько угодно своим качеством и вот этими построениями театральными. За рубежом это делают профессионалы, которые получают деньги в журналах. Ну, работайте. Слава богу! Я ж там в журнале не работаю.
Андрей. А как ты определишь своё кредо работы? Какие у тебя ассоциации со словом «репортаж»?
Коля (с досадой). Ну, опять это надо... Я не искусствовед. Я просто стараюсь работать, я сформулировать сейчас остро, быстро не могу. У меня голова медленно работает. Сформулировать я могу только, если в статье или где-то там... набрать материал и... Ты не понял, что ли? Я не научный работник. Я не могу мыслить скачками. Я не могу на улице, - как на улице, - из толпы разговор вести с тобой на эту тему. Мне это бессмысленно для меня. Это бесполезный разговор. Пока вам надо просто осознать тот материал, который вам дали. Пока у вас просто нет осознания. У вас есть только желание как бы защититься, я могу понять. И всё. Вы наберите художественный, а не этот профессиональный материал (стучит по столу) и пропустите этот материал через умных людей. И если вы пропустите через умных людей, мы тогда можем через них с вами общаться. Сейчас общаться бессмысленно.
Андрей. Назови фамилии умных людей, конкретно.
Коля. Которые пишут элементарные статьи по фото или по изобразительному искусству.
Андрей. Луначарский, Аристотель, Карел Чапек?...
Коля (с досадой). Ну, опять... Ну, не понял... Вы современный фотограф или вы на Аристотеля что ли живёте? Вы исходите из того, что вы счас живёте, а не несколько веков назад. Зачем это мне надо? Вы опять играете словами. Ну это бессмысленно... Это ваши проблемы... Занимайтесь с ним сам, если вы сможете до него... найти.
Андрей. (подводя итог беседы) Вот ты чё, Коля, хотел доказать - то, я не пойму?
Коля. Я ничего не хочу. Я просто пробую объяснить, что с вами разговаривать практически не о чем.
Андрей (шутливо). Ты для чего, Коля, тогда сюда приехал?
Коля. А, вспомнил для чего. Сейчас попробую предъявить тебе претензии.(пауза) Немцы из журнала «Штерн» мне всё оплачивают, гонорар оплачивают, командировку оплачивают, возвращают все сто фотографий, которые у меня брали, печатают в журнале, собираются альбом делать. И они всё оплачивают. Ваш журнал не только не вернули фотографии, но ничего не оплатили. Ни фотографий, ни денег не прислали из твоего журнала.
Костя. Это не его журнал.
Коля. Нет, подождите. Дело не в журнале... Что за манера? Из Беларуси мне прислали деньги за какую - то одну маленькую фотографию. Почему ваш журнал ничего не оплачивает? Вы находитесь в этом маленьком городишке, вы что, не знаете установку, как разговаривать с профессиональными фотографами? Любители могут вам отдавать бесплатно.
Андрей (примиряюще). Ну зачем тебе эти деньги, копейки?
Коля (раздражённо). Опять!... Вы фотографии не вернули! Там тринадцать фотографий!
Костя. Фотографии не вернули? Ну значит, надо разобраться.
Андрей. Надо разобраться.
Коля. Ничего не вернули. Ни статей, ни журнала, ни денег! Манера мне вот такая не понятна.
Андрей (шутливо). Ужасная манера!

Занавес

© 1999 Андрей Пашис

Галереи фотографий, афоризмы, рефераты и статьи о фотоискусстве на сайте http://mudrets-photo.org

MAIN PAGE ALL ARTICLES DISCUSS
All Rights Reserved. © 2003 Хулиганствующий Элементъ