Х Э
ГЛАВНАЯ ВСЕ СТАТЬИ ОБСУДИТЬ
Об искусствах. Approach #1

Уже скоро почти два года как я хочу написать заметку о связи фотографии и музыки. Однако в последнее время мне всё чаще приходит мысль о том, что сопоставление только этих двух видов искусства было бы неполным и недостаточным для прослеживания имеющихся связей между базовыми видами искусства. Под базовыми видами я понимаю виды искусства, которые нельзя разложить на более примитивные; кинематограф, к примеру, к таковым не относится, являясь симбиозом фотографии (или живописи - в анимации), музыки и литературы, положенным на волшебные возможности времени.

В любом из искусств прослеживаются три основные составляющие: ритм, окраска энергии и смысл. Эти составляющие независимы друг от друга; одно не может заменить другого. Это приводит к заключению о различном происхождении и предназначении этих составляющих.

Влияние искусства на конкретного индивидуума осуществляется как на сознательном уровне, так и на подсознательном. Собственно говоря, за примером далеко ходить не надо - у любой песни есть как автор текста (это сознательный уровень, если не разбивать далее на сознательное/подсознательное в текстах) и композитор (это подсознательный уровень). Говоря простыми словами, смысл предназначен для передачи мысли автора, где-то словом (линия повествования в литературе, слова в песне), где-то формой и расположением предметов друг относительно друга, их характеристиками (большой и маленький, старенький с палочкой, мама держит младенца и так далее) - в живописи, фотографии. При отсутствии формы зритель или слушатель не поймёт смысла, примеров этому множество: взять, к примеру песню без слов (музыку) или фотографию, состоящую из одних только цветных пятен. Справедливости ради, стоит заметить, что есть, к примеру, у группы "Иван Купала" в последнем альбоме одна такая музыка без слов, с одними только тук-тук, тук-тук, ту-тууууу.., что говорит нам о том, что это едет поезд, или некоторые композиции "Pink Floyd", с вставленными звуками различных немузыкальных источников, типа щебета птиц или лая собак - но это всё ни что иное, как "речь" поезда, разговор птиц и других животных. Передача смысла через слова и форму - самый первый метод воздействия искусства, но его нельзя назвать примитивным - наоборот, это атрибут позднего развития в человеческой эволюции. Однако стоит заметить, что наличие одной только мысли, или информации, ещё совершенно недостаточно для того, что бы произведение стало именно произведением искусства. Фотография, содержащая одну лишь форму подходит для иллюстрации разве что научно-популярной статьи, содержащей только информацию без окраски её авторским отношением. Также стоит заметить, что встречаются произведения искусства, не содержащие никакой формы или слов, но ничего от этого не теряющие в производимом эффекте, так что не надо относиться к этой составляющей как к необходимому атрибуту (блинн, я кажется становлюсь пикторалистом..:-). Одним словом, форма и слово аппелируют к разуму человека.

Поскольку мы уже поговорили о словах из песни, которые, как оказалось на самом деле, иногда можно и выкинуть, обратимся теперь к самой музыке. Любой начинающий музыкант знает, что в музыке есть ритм и мелодия. Мелодия пишется семью нотами. В семи нотах (как и в семи цветах) нет никакой энергии, нет никакой ритмики до тех пор пока она не будет инструментализована. Зато мелодия являет собой настроение, конкретные эмоции
(всем известно, что на нотной линейке есть как минорные так и мажорные звуковые аккорды). Таким образом можно заключить, что совокупности нот, как и цветовые сочетания несут настроение, эмоциональный окрас получаемой (или наоборот, потребляемой) энергии. Тем оппонентам, которые припомнят чёрно-белую фотографию, сразу отвечу, что оттенки серого - это тоже оттенки цвета, и в качестве примера приведу тоскливые фотографии с небольшим контрастом, например дождливой городской аллеи, а также фотографии с высоким контрастом, солнечные, той же городской аллеи, несущие заряд радости и положительных эмоций. То есть цвет в фотографии "отвечает" за окраску энергии, то есть эмоции и, следовательно, настроение (ржавый - потрёпанный, блестящий - новенький, красный - настораживающий, зелёный - спокойный и так далее). Если в литературе существительное и глагол при нём несут основной смысл (Был день.), то прилагательное окрашивает смысл эмоциями. (Был солнечный день. Был дождливый день.). Сюда же относится и возможности, которые предоставляет нам использование Света, как довольно сильного средства влияния на настроение и эмоции. Эмоциональная окраска аппелирует к Душе человека.

Инструментализованная (исполненная) мелодия уже несёт ритмику, а значит и окрашенный энергетический заряд. Ритм, просто отбиваемый рукой по столу, и ритм в композиции "Pink Floyd" несёт одно и то же физическое воздействие. Ритмика воспринимается не в абсолютной шкале частот, а относительно ритмики сердца. Даже в литературе ритмика разложена во времени, мы же читаем весь текст не сразу, а слово за словом, предложение за предложением. А уж про поэзию, где ритмика является одной из основных составляющих, упоминать, наверное, не стоит,- и так всё ясно. Сложнее дело обстоит с живописью или фотографией. Ритм линий, повторяющихся в пространстве подобных предметов, даже мазков кисти, перспектива (которая представляет собой особый случай ритмики - ритмику геометрического подобия) влияет на способ подачи энергии, подчёркивает её, в большинстве случаев в фоновом режиме. Одна только ритмика на фотографии выглядит скучно. Не случайно в психологии восприятия говорится о том, что сознание может воспринимать предметы отдельно от фона, или вообще без фона, но созерцание одного только фона представляет собой отсутствие сознания. Тут стоит отметить, что самые лучшие композиции "Pink Floyd" и нашей "Машины Времени" были созданы двумя разными людьми - одним с мелодично-эмоциональным направлением (Gilmour, Макаревич), и другим - с хорошим чувством ритма энергетики (Waters, Кутиков). Таким образом, ритм оказывает физическое воздействие, подкрепляя эмоциональное и смысловое.

Из всего вышеизложенного вытекает, что искусство воздействует на зрителя (читателя, слушателя) несколькими независимыми путями. Читатель воспринимает не только слова. Читатель также воспрнимает подсознанием. Именно поэтому влияние искусства такое мощное и сильное. Зная всё это, не надо пренебрегать упомянутыми методами воздействия, и тогда зритель получит именно тот заряд Энергии, который Вы хотите ему передать.

Дмитрий Катков © 2002

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

MAIN PAGE ALL ARTICLES DISCUSS
All Rights Reserved. © 2003 Хулиганствующий Элементъ