ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ



НАШИ УНИВЕРСИТЕТЫ





Дмитрий КАТКОВ


Сегодня мне отчего-то захотелось побрюзжать о путях становления новичка, решившего заняться фотоискусством. Наверное, желчный пузырь шалит.

На становление современного фотолюбителя наиболее сильно влияют фотосайты в интернете и фотожурналы. Существуют ещё выставки, фотоклубы и фотокурсы, но их мы рассматривать не будем из-за ничтожно малого охвата аудитории.

Начнём с Интернета, первым коварно подстерегающего фотолюбителя на пути в большую фотографию. В самом деле, если за фотожурналом или на выставку ещё надо куда-то идти, и платить свои кровные за кота в мешке, а о существовании фотоклубов вообще мало кто слышал, то интернет ныне дёшев (а на работе и вовсе бесплатен) и повсеместно доступен.

В интернете вся фотография представлена на так называемых фотосайтах. Это и photosight.ru, и photoline.ru, и photographer.ru и даже, не побоюсь этого слова, магазин foto.ru с подсобкой, напоминающей фотоклуб. И что же мы видим, зайдя на эти сайты? Не будем сейчас подбирать изящные термины, которыми можно лучше всего это охарактеризовать, но заметим главное: мы наблюдаем там совсем не то, что мы видим в музеях, в серьёзныхфотоальбомах, в экспозициях известных фотографов в том же интернете. Нетрудно заметить, что параллельно существуют два мира фотографии, как раньше говорили "два мира - две политики", почти никогда не пересекающиеся, но действующие на одном, весьма ограниченном пространстве. Что тоже немаловажно.

Хочу рассказать небольшой, но показательный случай. Не так давно я был на интересной презентации, организованной одним из перечисленных фотосайтов и беседовал там с одним из тех великих фотографов, с кем во всём мире сегодня ассоциируется Российская фотография. Так вот, живой Классик стоял в сторонке в гордом одиночестве, никем из оживлённо беседующей интернет-тусовки, похоже, не узнаваемый. Правда, в середине нашей беседы к нему всё-таки подошли ещё два фотографа и, пока я ждал, когда они закончат свои ритуальные приветствия, краем уха услышал вопрос: "А это кто?", направленный в мою сторону. Мой собеседник ответил, подняв палец вверх: "Это МАСС-МЕДИЯ!". После чего я был одарен визитками, приглашением на открытие персональной выставки, домашними телефонами и конечно же, неподдельными улыбками. И прощальными рукопожатиями с театральными поклонами.

Этот красноречивый пример "из первых рук" говорит не только о том, что "бумажные" фотографы сегодня вкладывают немало средств, времени и энергии для того, чтобы повысить свой статус, как фотографа. Он красноречиво свидетельствует о том, что интернет-тусовке нет никакого дела до признанных фотографических авторитетов (а зачастую и до самой фотографии). Однако, авторитеты в интернете тоже есть, о них сейчас и поговорим.

Если вы придёте на любой фотосайт, то вскоре заметите, что, наряду с плохими и неплохими фотографами, на каждом из них есть несколько авторитетных "фотографов" особого рода. Их все уважают, к их мнению прислушиваются. Однако, решив просмотреть их фотографии, вы будете разочарованы, поскольку эти люди совершенно не умеют фотографировать. Появляются такие вот признанные в интернете "фотографы" на почве культурной безграмотности их почитателей, не умеющих отделить зёрна от плевел. Для того чтобы обрести признание в интернете, надо иметь хорошо подвешенный язык и базовые знания по фотографии, поскольку зрители, благодаря аналитической концепции нашего образования, больше доверяют не собственным чувствам, а силе убеждения, доказательства. То есть, обладая известной долей авантюризма, ораторскими способностями, свободным временем и, главное, амбициями, вы всегда сможете доказать любому критику, что вы, как фотограф, сформировались настолько, насколько вам это нужно. Подобный тип "искусствоведения" развит на всех без исключения фотосайтах, повсюду, где есть хотя бы два фотографа. Более того, подход к фотографии с точки зрения "доказательной базы" расползся настолько по всему интернету, что прямо у меня под носом, в Фотоклубе, появилось такое интересное явление, как "выбивание показаний" из несчастных критиков, кому нечаянно понравилась та или иная работа. Нравится фотография - будь добр доказать, чем!

Мне неинтересно, откуда появляются такие вот мнимые фотографы. Куда интереснее, что года два назад я услышал фразу от одного, довольно посредственного виртуального фотографа "Я не могу на это пойти, при моём положении в Фотоискусстве". Представьте себе! Замечу, что такие вот, дутые авторитеты никогда не участвуют ни в каких конкурсах, поскольку любой конкурс - это всегда проверка твоего реального потенциала, а не анализ атмосферы, сложившейся вокруг твоего великого имени. Недавно я предложил одному из моих хороших знакомых, между прочим, очень талантливому демагогу с фотографера, зарегистрироваться на другом сайте под каким-нибудь другим именем, чтобы узнать непредвзятое мнение о своём фототворчестве. Его ответ, думаю, приводить не стоит, он и так очевиден. Для того, чтобы стать известными, нам вполне достаточно того, что наше имя знают полсотни таких же виртуальных, как и мы сами, фотографов. Причём, сами фотографии печатать вовсе необязательно, достаточно тех изображений, что люди видят на экранах своих компьютеров.

Наружу, за пределы Интернета они почти не проникают, но и тут бывают исключения. Некоторые мнимые фотографы, ослеплённые электронной славой, организуют свои собственные выставки. Я бывал не один раз на таких. Чаще всего это несколько размазанных (отчего-то ошибочно называемых "концептуальными") фоток, висящих на стене какого-нибудь пивбара, засиженного красными рожами благодарных зрителей, по счастливой случайности приобщившихся не только к пиву, но и к "настоящему искусству". И администрации бара приятно, всё же разбавили выпивку культуркой, и самому фотографу польза: теперь можно добавить ещё одну медальку, называемую "персональная выставка" к "своему положению в Фотоискусстве". Ведь фотограф сегодня представляет собой не столько фотографии, сколько список экспозиций, публикаций, персональных выставок, наград, участий, дипломов и специальных упоминаний. А кто ещё не заметил этого, тот пусть откроет сайт любого фотографа и всё увидит сам.

Но вернёмся всё-таки к новичкам. Быстро освоившись на каком-нибудь фотосайте и поняв, кто тут главный по части фотографии, автор начинает приручаться. Вначале он расчищает почву под новое строительство и перестаёт снимать котят и розы. Но дальше на этой площадке надо что-то возводить, и вот тут происходит самое печальное: он старается подражать этой мазне, возведённой её философствующими авторами в ранг абсолюта. Правильность такого выбора подчёркивается высокими оценками и умными, но непонятными комментариями. При этом три четверти участников фотосайтов не знают, кто такой Юрий Козырев, но зато хорошо знакомы с творчеством того, кто поставил им тройку за последнюю фотографию. Так вот, шедевры такого рода фотографов, подражающих неизвестно каким идеалам, занимают огромную часть фотосайтов, будоража неокрепшие умы доступной простотой своей реализации.

Поговорим теперь про оставшиеся в живых немногочисленные бумажные фотожурналы. Вы наверное, не поверите мне, если я вдруг заявлю, что большинство их издателей обладают конкретным фотографическим бескультурием (за исключением, пожалуй, "FOTO & video" и малоизвестного "Сибирского успеха"). Однако, это действительно так. Но, вместо того, чтобы приводить тут любопытные подробности и известные мне факты, подтверждающие это положение, я призываю вас просто купить такой журнал, открыть его и поверить своим собственным глазам. Благодаря наркотической зависимости от рекламы (средства от продажи журналов окупают примерно 30% расходов), они наполовину состоят из обзоров, тестов и анонсов фототехники, на четверть из рекламы той же техники и фотомагазинов, и остаток площади почти целиком отдан фотошколе, где учат снимать всякого рода гламур и рисовать фотографии в фотошопе. Чему нас учат эти технические руководства, какого рода фотографию можно ожидать от ничего не подозревающих читателей этих изданий, подумайте сами? В лучшем случае качественных, а в худшем - сфабрикованных в ФШ под мудрым руководством так называемого фотожурнала. Не грустно ли?

Посмотрите на обложку первого попавшегося мне под руку фотожурнала. Мне подарили его в редакции на прошлой неделе. Найк Борзов! Игорь Верник! Наконец, сама Дана Борисова даёт мастер-класс о тонкостях портретной фотосъёмки! Не ясно одно: как в эту звёздную компанию пробрался Игорь Мухин? И, главное, зачем?

А с тех пор, как произошла случка фотожурналов с интернетом, стало хоть караул кричи, поскольку поток концептуального отстоя из интернета тут же вылился на бумажные страницы, потеснив там рекламный гламур и даже столь бесценные для каждого уважающего себя фотографа уроки Фотоискусства от Даны Борисовой. Появились совместные конкурсы. Откройте журналы снова, и посмотрите результаты этих фотоконкурсов. А теперь ответьте на вопрос: можно ли показать их куратору серьёзной фотовыставки?

Как-то раз, один из главных редакторов фотожурналов в разговоре со мной обронил, что впервые взял фотокамеру в руки в прошлом году. И что вы думаете? Через год он уже проводит свой мастер-класс на самом престижном фотомероприятии года! Представьте себе! Так имеем ли мы право обсуждать несчастных победителей, когда у конкурсов такие судьи?

Продолжать можно бесконечно, но, как вы уже поняли, я недоволен положением, сложившимся сегодня в российской любительской фотографии. Да и кто может быть им доволен!? Хотя нет, постойте, забыл! Когда я, неделю назад, в редакции "Фотодела", чуть ли не со слезами на глазах изучал содержимое очередного номера, юная и жизнерадостная редакторша, заметив моё расстройство, сказала - да ну Вам! Не обращайте внимания на всякую ерунду. Чего и вам желаю, дорогие мои читатели.

2006 © Дмитрий Катков

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2006 Хулиганствующий Элементъ