------------------------------------------------------------------------------------------------>
ВЕРНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Статья принимает участие в Конкурсе статей о фотографии. Спонсор Конкурса: интернет-магазин www.combook.ru
---------------------------- ЛИД --------------------------------------->
"Развитие изобразительного искусства в основе своей зиждется на нескольких довольно
простых законах. Точка отправления - это верное изображение действительности.
Отсюда идут только два пути развития: один ориентируется на способ изображения, второй
на предмет изображения." Ян Шмок «О конце сентиментального реквизита», из журнала
фотография 66, №4 /Прага/.
------------------------- КОНЕЦ ЛИДА ----------------------------------->
Читая все подряд, а чешские журналы «Фотография», особенно до конца шестидесятых,
представляют особый интерес, пытаясь систематизировать прочитанное, увлекшись
простотой и как бы двоичностью системы, я построил график, где вертикальной (абсцисса)
и горизонтальной (ординат) оси дал названия, оставив точкой отсчета термины Яна Шмока
«образ, верное изображение и менее верное изображение».
Вертикальная ось графика, отображая способ изображения, будет иметь следующий вид –
Верное изображение – менее верное изображение – образ.
Горизонтальная ось графика, отображая достоверность изображения, будет такой –
Верное изображение – достоверное изображение – абсолютно достоверное изображение.
Очень заманчиво, в бесконечных попытках освоить теорию, упростить понимание процесса
до нескольких величин и тогда - прикладная фотография (абсолютно верная), ну например
снимок бутылки молока с ценником на фоне лотка яиц, будет тяготеть к горизонтальной части
графика, а художественная (образ), например натюрморт Йозефа Судека, тоже белая бутылка
с яйцом, к вертикальной.
К чему все это? А к тому, во всяком случае, для меня, что один раз усвоенный график дает
четкое понятие о закономерности взаимосвязей образа и достоверности, что в свою очередь
позволяет влиять на «художественность» фотографии. Принимая решение снимать или ждать,
так или не так, пробуя разные варианты, мы, в сущности, ищем единственно верное решение,
и при удачном раскладе получим – верное изображение.
Оперируя антонимами, сознание-подсознание, мысли-чувства, действие-причина, ощущения-
понимание, при замысле фотографии или её оценке, мы не получим рецепт готового шедевра,
но можем получить понимание причин воздействия созданного изображения на наше
сознание, и подсознание. Достоверность информации, как правило, влияет на сознание
и понимание фотографии. В свою очередь, информация, создающая ощущения, влияет на подсознание.
В чем притягательность хорошей фотографии? В правильном (или нужном) сочетании образа и
достоверности. В этом случае сознание и подсознание не конфликтуют, а создают благоприятную
обстановку восприятия, и тогда снимок можно отнести к верному изображению.
Если есть график, значит, есть зависимость и закономерность, значит, есть единицы деления
каждой из осей. А это значит, есть и единицы измерения. Вот только измерения чего?
Если я напишу, единицы измерения художественности, народ помрет со смеху! Но график, то
есть! Скорее всего, точка на этом графике будет отражать степень воздействия изображения
при оценке или построении фотографии, и похоже, у каждого свой график и своя прямая из точки пересечения осей. Или это не прямая? Разные ведь мы все.
Кто-то ценит художественность и образ больше чем достоверность, и его прямая будет тяготеть
к оси ординат, со степенью разброса равной последовательности в оценке и выборе фотографии,
и полагаться при оценке он будет в большей степени на подсознание и чувства.
А тот, кому ближе прикладная фотография, сугубо функциональная и без художественных
излишеств, тот больше доверяет достоверности, и осознанному восприятию.
Осталось, определиться, если есть мой график – это хорошо или плохо, и что хорошо, а что плохо?
Для меня фраза "кому-то нравится красное, а кому-то кислое" была не так актуальна, пока я не
прочитал у Яна Шмока о точке, под названием - верное изображение.
2009 © Андрей Чванов
Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/analysis/true-image/true-image.html ]
------------------------------------------------------------------------------------------------>
|