ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



ТРИНИТИ



Сергей ЧАРУШИН












Добавляя к названию своей первой выставки «Накоротке с природой» подзаголовок «Макрофотографии» я слукавил. Большинство фотоснимков были отнюдь не макро.


В основе выставки была серия ассоциативных фотографий льдинок и они не вписывались ни в какой жанр.

Просто ассоциативными их нельзя назвать, так как таковыми являются все художественные фотографии. Следом за этой серией сложились серии подобных фото с условными названиями «Снежные скульптуры»,

«Блики на воде»,



«Гаражные фантазии».



И вот, только при компоновке фотовыставки «Гаражные фантазии», задумавшись о жанровом подзаголовке, я понял общую суть этих серий. Их суть – не только в ассоциативном символизме снимков. Изобразительные средства в фотографии подобно живописи всегда являются символами, в которых отражается мир души фотохудожника. Символизм здесь – одухотворённость фотографий. То есть, объект съёмки, снятый в определённом контексте, всегда становится символом.

Но при съёмке неживых объектов или фактур, в которых фотограф увидел не только ассоциацию с чем одушевленным, но и её эмоциональную окрашенность, фотография становится тройственной (тринити): объект- одушевлённый объект – символ. Символом может быть не только живое, но и просто предмет созерцания: пейзаж, узор, цветовые сочетания. Главное, чтобы он нёс эмоциональное содержание (цеплял).

Уже при фотографировании ледышки, похожей на птицу или гаражных ворот с вырисовывающимися на них горами происходит чудо.

В кадр захватываются сразу две реальности: бытийно-фактурная и фантазийно-абстрактная. И через это фотограф обретает дополнительную свободу акта творения. Он получает возможность творить не столько при съемке кадра, сколько при его обработке. В процессе обработки такого кадра и упрочняется триединство предметности (фактуры), одушевлённости и одухотворённости. Особенно снимки ржавых жестяных стенок дают фотографу максимальную свободу художественной обработки. Понимая символический смысл фотоснимка, он заостряет его одухотворённость, стараясь не потерять и двухбытийность кадра: его фактуру и колористику. Здесь позволяется деформация кадра, объёмное тонирование, смещение палитры красок и даже их инверсия. Но повторюсь, что главное при этом не уйти от реальности фактур исходного кадра. Иначе снимок потеряет свою «честность» и триединство, а в это его основная ценность. Хотя нет правил без исключений… Но, в сравнении с другими фотожанрами, свобода здесь огромная. Подчёркивая динамику линий, выразительность красок, фактуру, акцентируя участки снимка, фотограф превращает ассоциативный образ в носителя внутренней силы – в одухотворённый символ.

Даже и без создания эмоциональной окрашенности фотография, будучи курьёзной зрительной ассоциацией, вызывает у нас определённые эмоции.

Кроме того, чистый вымысел таких снимков максимально сближает фотографа с художником. Уже при съёмке фотографа поражает непридуманная выразительность случайных линий и красок. Своей художественностью они так и просятся воплотиться в фотокартине. И, действительно, фотохудожнику при цифровой обработке кадра трудно удержаться от нанесения завершающих мазков в эту картину, но по большей части от удаления лишних помарок. Очень часто в таких кадрах возникает несколько ассоциаций и зритель при просмотре фотографии также получает немалую свободу фантазии. При этом фантазийный образ дарит ему больше экспрессии, чем принёс бы снятый в реальности прообраз фантазии.

Итак, главное свойство определяемого мной жанра: на фотографии косная материя ассоциируется с одушевлённой, и возникшая новая реальность имеет одухотворённый смысл или экспрессию.

Многие фотохудожники снимают подобные серии и вынуждены выкладывать их на фотосайтах в рубрики другое, природа и тому подобные остатки. А жанр этот развивается с появлением цифровой фотографии весьма бурно. Повторюсь, что применяемый некоторыми фотографами термин ассоциативная фотография является здесь некорректным, так как он применим ко всем жанрам художественной фотографии. Предлагаю придумать другой термин, а именно - тринити. Впрочем, вопрос остаётся открытым…

2014 © Сергей Чарушин

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посмотреть фото автора >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/analysis/triniti/triniti.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2014 Хулиганствующий Элементъ