ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



ИСКУССТВЕННАЯ ПЛОТЬ ЦИФРОВОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ




Статья принимает участие в Конкурсе статей о фотографии.


Николай ТРЕЙМАН,
Болгария

Фотография сейчас находится на перепутье. Существует опасная переспектива потерять свою дорогу вообще. Дерево без корней. Сегодня имеет много плодов, совершенный вкус, но все знаем, что это все искуственное.

Сравнения по техническим показателям уже излишни. Дигитальная технология победила, заменив сущность функциями. Поражения неминуемы в интимно-личностном и в социальном плане. Фотография губит свою душу. Она родилась во имя памяти, но и сама сейчас становится памятью, уходя в прошлое. Образ губит свои основы, он давал жизнь своим великолепием, а сегодня унижает экранной мимолетностью. Высокий смысл дигитально недоступен по онтологии. Удобство, быстрота, совершенство имеют другие изобразительные цели. Эмпирический подход – повсеместная болезнь. Он открывает чудесные возможности у почитателей внешних эффектов, суеты и их фотоизображения. А что говорить о рекламе фотоаппарата – стильного, элегантного, в различных цветовых гаммах. Судите о снимках по качеству этого аппарата. Лайф стиль – празднота. Слово „соблазнительный” здесь вполне приложимо. Отказ от поиска ентелехии (сущность и предназначение каждой вещи) фотографии, отказ от содержательного диалога о различиях цифрового и фотографического образа. Многие его считают оконченным, а он даже еще и не начинался.

Широко раcпространен миф о том, что важным является результат, а средство не имеет значения. Книга Маршала Макклуина названа „Послание - в средство”. Представьте себе золотое тракийское сокровище, но ….сделаное из другого мeтaлла. Есть опасность, что фотография обезличится, потеряет свой смысл и природу. Возможности фотошопа безграничны. Налицо соревнование возможностей – точный знак отсутствия внутренней свободы. Все более часто к творчеству фотографа будет следовать вопрос – ну и что? Будем надеяться, что однажды слово экология будет приложено и к фотографии.

Не верю, что манипулированный образ победит добро. С такой быстротой наступают технологические изменения, так бессмыслено их самостоятельное безжизненное развите, что просто диву даешься кто кому служит. Элементарный легко доступный цифровой образ будет побежден развивающейся посредственностью, наиболее вероятно с GSM в руке. Грех празнословия будет иметь мощного конкурента в визуальной сфере. К цифровому изображению нужно относиться так, как мы относимся к своему телу: держим его в чистоте, не переедаем и самое важное – не отрицаем его и не возвеличиваем, чтобы было ясно его место в иерархии человеческих достоинств, которые нам подарил Господь. Таким образом мы предохранимся от приближающейся эпохи культа тела.

Связь человек - фотоаппарат – реальность становится все слабее. Взаимоотношения автоматизируются и консумативная сторона берет вверх. Семнадцатого июля провозглашен днем без фотографии, а страница проекта находится на сайте www.nonphotographyday.com. Человек фотографирует для консумация реальности повторно (группа японцев, все с фотоаппаратами, снимают в музее). Автоматическое фокусирование, автоматическое измерение яркости, а в западных странах есть табличка, которая показывает место где нужно встать, чтобы сделать хорошую фотографию (Сюзан Зонтаг – „О фотографии”). Неудобство является творчески более перспективным. Выбор диафрагмы и скорости фотосъемки – это не толко техническое решение, глубина резкости – это и общение с пространством. Ручные настройки – авторское вмешательство. Фотообъективы кроме технических имеют и психологические характеристики. Нахождение резкости через вращение объектива является одновременно диалогом между тобой и светом, ограниченным в глазке фотоаппарата. Образ становится подвижным и можно видеть в нюансах каждое изменение. Это действие является интеллектуальным усилием, частью удовольствия от фотографирования, специфическим фотопереживанием. Копирование, проявление, непрямое вмешательство, вообще человеческое участие в процессах соединяет тебя с образом. А что сказать о таинстве фотографии, о темной комнате для проявления и мистическом появление образов – это уже уходящая поэзия.

Один отец сказал своему сыну – „я прав даже когда я не прав”. Сын имеет к отцу полное доверие. Это доверие давало отцу уверенность в любом начинании, которое он предпринимал. Доверие превосходит видимую логичность, имеет исключительное значение не только в отношениях человек - человеку, но и в связи зритель - образ. Доверие гарантирует полноценность связи. Сегодня доверие в фотографии неполное. По рождению фотография – свидетельство достоверности, документ, в истинности которого никто не сомневается. Технологии не мешают созданию документально верного снимка, но нет доверия в ее аутентичности. „Я не столь красива как выгляжу на фотографии - говорит актриса Моника Беллучи и продолжает - это фальшивые образы реальности для того чтобы была возможность продать одну мечту”.

Можно вообще задать себе вопрос заменяет ли цифровой образ фотографию или имеет совсем различное происхождение, сущность и функиции. Дух времени в невидимой части современного фотографического айсберга – „дух видимости без сущностной связи (свт. Феофан Затворник).

Мы являемся печальными свидетелями изменения образного кодекса цивилизации. В интервью талантливого болгарского фотографа Павла Червенкова на вопрос „Во что веришь абсолютно?”, был получен ответ – „цифровые камеры вернули фотографию в каменную эпоху как с точки зрения изображения, так и нравственно” (Light, N25 2005, “Капитал”)

Широко распространены заменители – генная инженерия, исскуственный интеллект, виртуальная реальность. Тень замещает свет. Один из признаков конца пути – умножение соблазнов. Не будем вникать в подробности выражения „мир, в котором мы живем находится перед гибелью, господа”. Интересует нас танец на палубе тонущего корабя, танец и его предапокалипсическая эстетика. Искуство нуждается от логотерапии – так называет свой метод лечения австрийский психолог Виктор Франкл. Бессмыслие является характерной чертой в душевной жизни современного человека и его исскуства. Оно должно быть вылечено и построено заново. „Мне кажется, чтобы создать какую либо концепцию – в частности какой либо взгляд на искусство необходимо прежде всего ответить на другой вопрос, более важный и общий: а почему вообще живет человек, каков смысл его существования” – говорит русский кинорежисер Андрей Тарковский. А может самостоятельное развитие красоты вернется в триединном добро-истина-красота. Каким голосом можем произнести слова, которые я слышал от одного старика в церкви Св. Николая, г. Лом - доброта спасет красоту. С опаской, с толерантностью к высоким этажам хедонизма или с упованием и тихой надеждой? В период уныния и мрачного настроения Пушкин пишет стихи:

„Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты нам дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?”

Поэт публикует их в журнале „Северное сияние”. Без подписи и в стихах митрополит Филарет дает ответ на вопросы Пушкина.

„Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана.
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена

Сам я своенравной властью
Зло из темных безн воззвал,
Сам наполнил душу страстью
Ум сомненьем взволновал”

Одно из наиболее возвышенных стохотворений Пушкина „Стансы” является финалом этого образцового диалога между поэтом и богословом, между гениальностью и святостью.

В настоящее время артистические проявления полны раздражением, вызовами, интригами, все более редко всречаем доброе слово (образ), „целью которого не является объявить неслыханной новость, рассказать о сенсации, а обрадовать некоторый печальный дом светом” (архимандрит Серафим).

Антропоцентричный мотив творчества ставит исскуство на пьедестал высшей ценности, неприкосновенную территорию гумманистической цивилизации. Согласно учению св. Апостола Павла о человеческой сущности душевное (наука, исскуство, философия) отличается от духовного (стремление к Богу). Единственно духовное питает, осмысливает и приносит плоды душевному. Оставленное само по себе, оно не находит себе дорогу. Нет горизонтов, нет света. Путь к спасению известен. Идя по нему неизбежно будет встреча с красотой. Но только в сердце. Превращение ее в звук, слово, образ является естественным окончанием подаренной только человеку способности, называемую талантом.

2006 © Николай Трейман

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посетить сайт автора >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/analysis/treyman/treyman.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2013 Хулиганствующий Элементъ