------------------------------------------------------------------------------------------------>
ИСКУССТВЕННАЯ ПЛОТЬ ЦИФРОВОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Статья принимает участие в Конкурсе статей о фотографии.
---------------------------- ЛИД --------------------------------------->
Фотография сейчас находится на перепутье. Существует опасная переспектива потерять свою дорогу вообще. Дерево без корней. Сегодня имеет много плодов, совершенный вкус, но все знаем, что это все искуственное.
------------------------- КОНЕЦ ЛИДА ----------------------------------->
Сравнения по техническим показателям уже излишни. Дигитальная технология победила, заменив сущность функциями. Поражения неминуемы в интимно-личностном и в социальном плане. Фотография губит свою душу. Она родилась во имя памяти, но и сама сейчас становится памятью, уходя в прошлое. Образ губит свои основы, он давал жизнь своим великолепием, а сегодня унижает экранной мимолетностью. Высокий смысл дигитально недоступен по онтологии. Удобство, быстрота, совершенство имеют другие изобразительные цели. Эмпирический подход – повсеместная болезнь. Он открывает чудесные возможности у почитателей внешних эффектов, суеты и их фотоизображения. А что говорить о рекламе фотоаппарата – стильного, элегантного, в различных цветовых гаммах. Судите о снимках по качеству этого аппарата. Лайф стиль – празднота. Слово „соблазнительный” здесь вполне приложимо. Отказ от поиска ентелехии (сущность и предназначение каждой вещи) фотографии, отказ от содержательного диалога о различиях цифрового и фотографического образа. Многие его считают оконченным, а он даже еще и не начинался.
Широко раcпространен миф о том, что важным является результат, а средство не имеет значения. Книга Маршала Макклуина названа „Послание - в средство”. Представьте себе золотое тракийское сокровище, но ….сделаное из другого мeтaлла.
Есть опасность, что фотография обезличится, потеряет свой смысл и природу. Возможности фотошопа безграничны. Налицо соревнование возможностей – точный знак отсутствия внутренней свободы. Все более часто к творчеству фотографа будет следовать вопрос – ну и что? Будем надеяться, что однажды слово экология будет приложено и к фотографии.
Не верю, что манипулированный образ победит добро. С такой быстротой наступают технологические изменения, так бессмыслено их самостоятельное безжизненное развите, что просто диву даешься кто кому служит. Элементарный легко доступный цифровой образ будет побежден развивающейся посредственностью, наиболее вероятно с GSM в руке. Грех празнословия будет иметь мощного конкурента в визуальной сфере. К цифровому изображению нужно относиться так, как мы относимся к своему телу: держим его в чистоте, не переедаем и самое важное – не отрицаем его и не возвеличиваем, чтобы было ясно его место в иерархии человеческих достоинств, которые нам подарил Господь. Таким образом мы предохранимся от приближающейся эпохи культа тела.
Связь человек - фотоаппарат – реальность становится все слабее. Взаимоотношения автоматизируются и консумативная сторона берет вверх. Семнадцатого июля провозглашен днем без фотографии, а страница проекта находится на сайте www.nonphotographyday.com. Человек фотографирует для консумация реальности повторно (группа японцев, все с фотоаппаратами, снимают в музее). Автоматическое фокусирование, автоматическое измерение яркости, а в западных странах есть табличка, которая показывает место где нужно встать, чтобы сделать хорошую фотографию (Сюзан Зонтаг – „О фотографии”). Неудобство является творчески более перспективным. Выбор диафрагмы и скорости фотосъемки – это не толко техническое решение, глубина резкости – это и общение с пространством. Ручные настройки – авторское вмешательство. Фотообъективы кроме технических имеют и психологические характеристики. Нахождение резкости через вращение объектива является одновременно диалогом между тобой и светом, ограниченным в глазке фотоаппарата. Образ становится подвижным и можно видеть в нюансах каждое изменение. Это действие является интеллектуальным усилием, частью удовольствия от фотографирования, специфическим фотопереживанием. Копирование, проявление, непрямое вмешательство, вообще человеческое участие в процессах соединяет тебя с образом. А что сказать о таинстве фотографии, о темной комнате для проявления и мистическом появление образов – это уже уходящая поэзия.
Один отец сказал своему сыну – „я прав даже когда я не прав”. Сын имеет к отцу полное доверие. Это доверие давало отцу уверенность в любом начинании, которое он предпринимал. Доверие превосходит видимую логичность, имеет исключительное значение не только в отношениях человек - человеку, но и в связи зритель - образ. Доверие гарантирует полноценность связи. Сегодня доверие в фотографии неполное. По рождению фотография – свидетельство достоверности, документ, в истинности которого никто не сомневается. Технологии не мешают созданию документально верного снимка, но нет доверия в ее аутентичности. „Я не столь красива как выгляжу на фотографии - говорит актриса Моника Беллучи и продолжает - это фальшивые образы реальности для того чтобы была возможность продать одну мечту”.
Можно вообще задать себе вопрос заменяет ли цифровой образ фотографию или имеет совсем различное происхождение, сущность и функиции.
Дух времени в невидимой части современного фотографического айсберга – „дух видимости без сущностной связи (свт. Феофан Затворник).
Мы являемся печальными свидетелями изменения образного кодекса цивилизации. В интервью талантливого болгарского фотографа Павла Червенкова на вопрос „Во что веришь абсолютно?”, был получен ответ – „цифровые камеры вернули фотографию в каменную эпоху как с точки зрения изображения, так и нравственно” (Light, N25 2005, “Капитал”)
Широко распространены заменители – генная инженерия, исскуственный интеллект, виртуальная реальность. Тень замещает свет. Один из признаков конца пути – умножение соблазнов. Не будем вникать в подробности выражения „мир, в котором мы живем находится перед гибелью, господа”. Интересует нас танец на палубе тонущего корабя, танец и его предапокалипсическая эстетика. Искуство нуждается от логотерапии – так называет свой метод лечения австрийский психолог Виктор Франкл. Бессмыслие является характерной чертой в душевной жизни современного человека и его исскуства. Оно должно быть вылечено и построено заново. „Мне кажется, чтобы создать какую либо концепцию – в частности какой либо взгляд на искусство необходимо прежде всего ответить на другой вопрос, более важный и общий: а почему вообще живет человек, каков смысл его существования” – говорит русский кинорежисер Андрей Тарковский. А может самостоятельное развитие красоты вернется в триединном добро-истина-красота. Каким голосом можем произнести слова, которые я слышал от одного старика в церкви Св. Николая, г. Лом - доброта спасет красоту. С опаской, с толерантностью к высоким этажам хедонизма или с упованием и тихой надеждой?
В период уныния и мрачного настроения Пушкин пишет стихи:
„Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты нам дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?”
Поэт публикует их в журнале „Северное сияние”.
Без подписи и в стихах митрополит Филарет дает ответ на вопросы Пушкина.
„Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана.
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена
Сам я своенравной властью
Зло из темных безн воззвал,
Сам наполнил душу страстью
Ум сомненьем взволновал”
Одно из наиболее возвышенных стохотворений Пушкина „Стансы” является финалом этого образцового диалога между поэтом и богословом, между гениальностью и святостью.
В настоящее время артистические проявления полны раздражением, вызовами, интригами, все более редко всречаем доброе слово (образ), „целью которого не является объявить неслыханной новость, рассказать о сенсации, а обрадовать некоторый печальный дом светом” (архимандрит Серафим).
Антропоцентричный мотив творчества ставит исскуство на пьедестал высшей ценности, неприкосновенную территорию гумманистической цивилизации. Согласно учению св. Апостола Павла о человеческой сущности душевное (наука, исскуство, философия) отличается от духовного (стремление к Богу). Единственно духовное питает, осмысливает и приносит плоды душевному. Оставленное само по себе, оно не находит себе дорогу. Нет горизонтов, нет света. Путь к спасению известен. Идя по нему неизбежно будет встреча с красотой. Но только в сердце. Превращение ее в звук, слово, образ является естественным окончанием подаренной только человеку способности, называемую талантом.
2006 © Николай Трейман
Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посетить сайт автора >>>
[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/analysis/treyman/treyman.html ]
------------------------------------------------------------------------------------------------>
|