ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ МЫШЛЕНИЯ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ ФОТОГРАФИИ

(авторский перевод главы из книги Роберта Хирча “Photographic possibilities”)



Роберт ХИРЧ
перевод Елены КАЙГОРОДОВОЙ

Описанная ниже система может быть использована как инструмент для экспериментирования. Учтите, что экспериментальная деятельность разрушает традиционные модели работы. К сожалению, представленная ниже схема не гарантирует того, что освоив ее, Вы снимите шедевр!


Модель мышления

Рассмотрим каждый этап модели подробнее:

Часть 1. Время на обдумывание.
Это время, когда вы можете осознать момент появления фотографической идеи. Откуда же приходят идеи? Порой, вы можете найти их при взаимодействии с внешним миром, например, разговаривая с друзьями, читая книгу, просматривая видео или наблюдая события в окружающем мире. Иногда идеи приходят изнутри. Они могут возникать, вызванные вашими ощущениями спокойствия или тревоги. Идеи могут приходить при возникновении осознанной мысли о каком-то человеке или событии. Случается так же, что идеи приходят не тревожа ваши эмоции, как бы из ниоткуда. Идеи могут носить интеллектуальный или эмоциональный характер, они могут посетить вас по пути на работу или посреди ночи, - просто присниться!

Что же делать когда идея наконец-то дала о себе знать? Постарайтесь поймать ее, зафиксировать в своем сознании. Многие идеи всплывают, а затем бесследно тонут в болоте повседневной жизни. Идея может быть искрой, воспламеняющей процесс создания фотографии. Согласитесь, что в умопомрачительных идеях, которые вы не имеете возможность оживить, смысла нет. Если же вы проигнорируете зарождающуюся внутри вас идею, то искра погаснет. Поэтому нужно как можно скорее зафиксировать идею. Если идея поддается вербальному описанию, запишите все мысли, связанные с ней. Если возникновению идеи способствуют увиденные вами образы или события, возьмите фотоаппарат и снимите все, что поможет в дальнейшем развитию идеи. Если у вас нет под рукой камеры, сделайте небольшой набросок на листке бумаге, чтобы не потерять образы. Все эти действия далеки от этапов создания шедевра. Сейчас самое важное не бездействовать и начать собирать сырой материал для будущих фотоснимков. Просто начните фиксировать то, что вызывает у вас интерес, а об анализе и оценке будет время подумать позже.

Записывайте ваши идеи.
Порой бывает невозможно немедленно воплотить идею в жизнь. В этом случае следует обязательно записать идею в блокнот или в компьютер, а лучше в оба места. Постарайтесь хранить все записи в одном месте. В том случае если вы используете для хранения записей компьютер, то объединяйте в одном месте ваши собственные идеи в виде текстовых документов, изображения и фотографии из журналов и газет, собственные зарисовки и наброски, ссылки на Интернет ресурсы и все остальное, что может помочь Вам в развитии идеи.

Блокнот поможет вам четко определять и развивать ваши идеи. Вам совсем не обязательно детально описывать каждую возникшую идею. Записи помогут вам понять, какие из идей стоит воплощать в жизнь. Блокнот может стать своеобразным компасом, определяющим, в какую сторону вы хотите двигаться. Вы сможете периодически просматривать записи, возвращаясь к той или иной идее, вспоминая ход ваших мыслей при их формировании. По мере того как изменяются ваши интересы и возможности, вы можете понять, что идея, ранее казавшаяся вам не слишком удачной, вдруг станет именно тем, что вы ищите сейчас.

Часть 2. Поиск форм.
В поисках конкретного выражения идеи важны как сама проблема, так и способы ее решения. Проблема заключается в том, как именно воплотить идею в визуальной форме фотографии, сумев при этом донести ваши мысли и чувства широкому кругу зрителей. Решение проблемы – это процесс создания мощного визуального воздействия на зрителя. Это процесс роста идеи. В этот момент вы осознаете идею и находите возможности для ее решения.

Пришло время обратить внимание на ваш прошлый опыт и знания. Постарайтесь визуально представить идею в различных формах, а затем проанализируйте слабые и сильные стороны каждого из возможных представлений. Представьте, как на ваш идею повлияет выбор формата камеры, объектива, точки съемки, схемы освещения, а так же формат готового изображения, бумага и способ печати. Представьте себе каждый из возможных вариантов организации фотоизображения. Не ограничивайте себя в процессе представления, обращайте внимание на мелкие детали, способные подчеркнуть главное в изображении и точнее раскрыть его смысл.

Шкала возможностей.
Сила визуализации велика, так как позволяет сравнивать различные подходы, не приближаясь к конкретной реализации вплотную. Используйте так называемый подход шкалы возможностей, который гласит: «Если я могу представить это, то должен быть способ воплотить это в реальность.» Это и есть неординарное художественное мышление, - человек ищет способ достигнуть уровня, превосходящего его прошлый опыт, он готов смело обращаться к тем областям сознания, которые в определенное время находились за границами его сознания. Примерами могут быть Леонардо да Винчи, Жюль Верн или Вильям Гибсон – отец научной фантастики направления киберпанк. Работы всех этих выдающихся писателей на момент создания находились далеко за границами их времени, предвкушая будущие научные открытия и социальные перемены.

Даем свободу мыслям и сердцу.
Есть вещи, которые вы можете сделать, для стимуляции процесса решения творческой проблемы. Для начала, постарайтесь нарушить привычный Вам распорядок дня и ход дел. Начните воздействие на свое сознание при помощи внешних стимулов и посмотрите, что с вами произойдет. Сядьте и запишите все возникающие у себя образы на листе бумаги. Процесс осознания предусматривает получение визуальных ответов, которые смогут дать решение актуальной проблеме.

Избегаем страха.
Не теряйтесь на дороге страха. Страх может погубить идей больше, чем что бы то ни было. Не стоит беспокоиться о том, что у вас отсутствует правильное понимание проблемы, вы вовсе не обязаны знать все на свете. Как правило, наиболее важные уроки мы извлекаем, ошибаясь, а не под влиянием успехов. Пришло время развивать идеи, менять их или вовсе отбрасывать в сторону и браться за что-то новое. Задумайтесь, какого результата вы хотите добиться своими фотографическими образами, какую мысль донести до зрителя. Как только вы ответите на этот вопрос, вам будет гораздо проще взяться за дело.

Спрашиваем «А что если…?»
Задавайте себе такие вопросы. А что, если я использую эту схему освещения? А что, если я буду печатать снимки на такой фотобумаге? А что, если я попробую тонировать готовое изображение? Задавая все эти вопросы, вы, возможно, примете решение , которое сделает вашу фотографию действительно интересной.

Часть 3 .Техническое решение.
Если вы уже поняли, чего вы хотите достичь, значит пришло время обратить внимание на техническую сторону вопроса. Здесь очень важно четко представлять себе результат, который вы хотите получить. Перебрав массу вариантов организации изображения, нужно остановиться на одном. Ключ к успеху в том, чтобы суметь подобрать необходимое техническое оснащение для реализации своей идеи – выбрать свет, оптику, бумагу, на которой будет напечатано изображение. Думайте о том, что вы хотите видеть на фотографии, как до экспонирования, так и после – когда будете смотреть на снимок. Безупречное техническое мастерство совсем не гарантирует художественности фотографии, однако хорошее качество в любом случае будет только плюсом. Даже если вы нашли удачную позу модели или соотношение объектов, не зацикливайтесь на этом. Ваше сознание должно находиться в постоянном поиске реализации идеи во время съемки.

Часть 4. Объединение.
На этом этапе вам больше не нужно думать или говорить о фотографии, пришло время заняться съемкой. Постарайтесь объединить образы, увиденные вами при формировании идеи. Наслаждайтесь процессом съемки. Рабочий процесс может идти по такому плану: расположение объектов в плоскости кадра, экспозамер, оценка качеств света, при необходимости экспокоррекция. Проверяйте полученное изображение по монитору фотоаппарата во время съемки. Обращайте внимание на соотношение объектов в кадре. Предварительно оценивайте, удалось ли вам воплотить свою идею в жизнь. Уделите внимание вопросу постобработки, то есть некоторые детали можно будет подправить при помощи компьютера.

Часть 5. Этап оценки.
На самом деле этап оценки должен присутствовать при каждом из описанных ниже шагов на пути реализации идеи. Сейчас, имея на руках отпечатки, задавайте себе вопросы о смысле изображений. Постарайтесь абстрагироваться, смотрите на свои снимки не как автор, а как простой зритель. Задавайте вопросы и постарайтесь давать исчерпывающие ответы. Нравится ли мне этот снимок? Получилось ли внести смысл, который легко читается? При просмотре возьмите на вооружение девиз Роберта Капы «если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы были недостаточно близко».

Задавайте себе как можно больше вопросов – Удалось ли мне выполнить все задуманное? Пришлось ли мне отклониться от намеченного плана работы над фотоснимком? Какие выразительно-изобразительные средства я использовал для получения желаемого эффекта? Замечайте, проговаривайте и обсуждайте с коллегами все то что вас устраивает в фотографии, а что нет. Найдите человека способного дать объективную критику вашей работе и внимательно выслушайте его мнение. И наконец ,задайте себе самые главные вопросы: Удалось ли мне решить поставленную задачу? Устраивает ли меня моя работа на эстетическом, художественном и техническом уровнях? Если вы смогли ответить утвердительно на эти вопросы, отметьте для себя те усилия, которые помогли вам воплотить идею в жизнь. Они могут пригодиться вам в последующих работах. Если же вы ответили на главные вопросы отрицательно - значит настало время начать процесс заново и переснять кадр. Учитесь как на своих ошибках, так и на успешных проектах. Самое главное идти вперед - продолжать снимать и работать в данном направлении.

2008 © Роберт Хирч
2010 © Елена Кайгородова (авторский перевод с английского), иллюстрации

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посетить фотоблог автора перевода >>>
Написать письмо автору перевода >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/analysis/think/think.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2011 Хулиганствующий Элементъ