ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



НЕОБЫЧНЫЕ ПРОСТРАНСТВА В ФОТОГРАФИЯХ И ИЛЛЮСТРАЦИЯХ



Андрей ЗЕЙГАРНИК



Эта статья адресована не только фотографам, но и иллюстраторам. Однажды мне довелось выступать перед начинающими иллюстраторами в Британской высшей школе дизайна в Москве, имея за плечами только фотографический опыт. Я сел изучать, что происходит в мире иллюстрации, и мне бросилось в глаза различие в отношении к построению «пространства кадра» или, точнее, пространства изображения.

Иллюстраторы, как мне видится, при явной очень сильной тенденции к уходу от натурализма и к абстрагированию от фотографичности в изобразительных приемах тяготеют к традиционно фотографичному, реалистическому построению изображения. Арт-фотографы, привязанные к реальности своими изобразительными средствами, наоборот, показывают чудеса изворотливости и часто строят весьма необычные пространства. Казалось бы, иллюстраторам ничего не стоит строить любые пространства, какие только захочется, но видеть это приходится не так уж и часто.

Что такое построение «пространства кадра или изображения»? Каждый под этим понимает что-то свое. Чаще всего обсуждается распределение светлых и темных масс или цветовых пятен, компоновка, выбор ракурса, световые решения и схемы, методы передачи перспективы. Например, некоторые фотографии смотрятся более выигрышно, если объем подчеркнут. Другие, наоборот, приобретают смысл после того, как ощущение объемности изображения максимально нивелировано.

Ниже я привожу несколько примеров фотографий и иллюстраций, в которых присутствует интересная работа с пространством изображения и небольшие комментарии к ним. Начну с фотографий.

Фотографии

Фото © Alex Webb

При разглядывании этой фотографии невольно возникает вопрос, где же находятся эти люди, силуэты которых мы здесь видим. Все было бы очевидно – они внизу, ниже едва освещенных крыш. Но такое же освещение у лестницы, ведущей к ним, а она находится в другой плоскости. Возникает ощущение непонятно организованного пространства. Геометрия и ритм только усиливают это впечатление. Для Алекса Уэбба весьма характерно построение таких пространств, хотя не всегда это выражено в таком явном виде.

Фото © Alex Webb

Еще одна фотография в этом ключе. Нивелированный объем изображения усиливает ощущение искажения пространства.

Фото © Alex Webb

Обратите внимание, как причудливо смешались пространства до стены и за ней, как смешались реальные люди и нарисованные, как задний план в одном из проемов в стене начинает выглядеть как картинка на стене.

Фото © Harry Gruyaert

В этой странной гостинице окно очень напоминает картину, а свет идет не от окна (как можно было бы ожидать), а откуда-то слева, что окончательно запутывает ситуацию.

Фото © Rene Burri

В этом плоском изображении два светлых пятна. В левой части обычная световая перспектива (то, что светлее, то дальше от зрителя). В правой части – обратная перспектива (то, что светлее, ближе к зрителю). Это как раз и есть источник весьма странного восприятия пространства.

Mexican architect Ricardo LEGORETTA © Rene Burri

Зеркало иногда очень затрудняет восприятие пространства.

Фото © David Alan Harvey

Глубокая тень, которая присутствует в этой фотографии, делит изображение на две области «здесь» и «там». Женщина справа оказывается частично в каждой из этих областей, выступая и как часть тени, образующей фрейм, и как живой участник сцены, обрамленной этим фреймом.

Фото © Leonard Freed

Причудливые изгибы улиц в сочетании с тем, как ложатся тени и падает свет, могут дезориентировать. Не сразу понимаешь, что ближе, что дальше и что где.

Фото © Gustavo Minas

И снова эффект зеркала. Но на этот раз в сочетании с изображениями на стене и проемом, в котором мы видим девочку. Здесь сочетается реальное, отраженное и нарисованное, но не сразу понятно что где.

Фото © Анзор Бухарский

И еще один кадр с зеркалом.

Фото © Henri-Cartier-Bresson

Девочка будто не по Римскому дворику бежит, а летит на ковре-самолете, освещая собой часть пространства. Здесь опять игра света.

Фото © Christopher Anderson

Не знаю как это снято. Возможно такой эффект дала съемка через стекло. Мне однажды удалось снять что-то подобное по эффекту (см. ниже)

Фото © Андрей Зейгарник


Мой автопортрет, снятый на iphone. Не подумайте, что я ставлю себя в один ряд с фотографами Магнума O Эффект здесь аналогичен тому, который на фотографии выше. Здесь есть отражения в стекле и в стекле за ним.

Фото © Андрей Зейгарник

Еще одна моя фотография, снятая на iphone. Здесь видно и отражение в лобовом стекле автомобиля и все, что внутри него напросвет.

Фото © Hannes Caspar

Свет, отражаясь от воды, дает засветку и создает ощущение, что эта белая область (поверхность воды в ванне) находится за телом женщины.

Фото © Ernst Haas

Благодаря тому, как выкрашена стена, есть ощущение, что мы смотрим сверху на что-то округлое. Потом становится ясно, что мужчина в люльке и есть причина нашей иллюзии в отношении организации пространства.

Фото © Tina Kazakhishvili Canaud

Мультиэкспозиция – отличный способ построить нетривиальное пространство в кадре. Могущественный Photoshop, конечно, может всё, но мультиэкспозиции прекрасны своей непредсказуемостью. До конца неизвестно, что получится, и в том вся прелесть. «Случайность» возникновения неожиданного, не привнесенного автором смысла иногда весьма впечатляет.

Фото © Нина Ай-Артян

Еще одна впечатляющая мультиэкспозиция.

Фото © Нина Ай-Артян

И еще одна. Извините, невозможно было удержаться.

Часто, фотографии, которые на фотографическом жаргоне называют «геометриями» воссоздают довольно-таки запутанные пространства. Вот несколько таких примеров:

Фото © Arthur Tress


Фото © Peter Frank


Фото © Franco Fontana

Много других примеров, весьма впечатляющих можно найти здесь

Фото © Андрей Зейгарник

Еще один приемчик, достойный упоминания, который может помочь создать необычное пространство, - это съемка на длинных выдержках. Откровенно говоря, я был прилично пьян во время съемки.

В этой части я не упомянул еще манипуляции с фотографиями. Многие рассматривают это как «нечестный» прием, но ничего плохо в нем нет. Манипуляции, которые сегодня осуществляются в Photoshop, существовали всегда с момента появления фотографии. Достаточно упомянуть Мана Рэя. Сегодня манипуляции с фотографиями стали общим местом и широко используются. Одна из сфер применения – постеры к фильмам. В таких коллажах часто можно наблюдать формирование необычных пространств:

Постер к фильму режиссера Вонга Карвая "Мои черничные ночи"

Иллюстрации

Как я уже написал, при изучении работ иллюстраторов мне бросилось в глаза то, что огромное число иллюстраторов уходят от реализма, но при этом строят пространство изображения в основном реалистично и фотографично, используя правдоподобную перспективу. Хотел привести здесь несколько интересных работ в развитие темы:

Рисунок © Naja Conrad-Hansen

Если разобраться, то пространство отстроено в основном правильно, но выбран необычный ракурс. Такой вид открывается, если присесть на корточки или даже вовсе лечь и наблюдать из этого положения. Впрочем, нельзя назвать этот ракурс привычным.

Рисунок © Chad Sell

Первое впечатление, что мы видим окно, но тогда непонятно, как относительно него располагается все остальное. Через небольшое время мы понимаем, что это вид сверху, а «окно» – это на самом деле световое пятно от него на полу.

Рисунок © Russ Mills

Сначала непонятно что и откуда, но потом становится ясно, что это просто вид сверху.

Рисунок © Vladimir Dunjic

Реалистичное построение пространства, но с необычного ракурса. Такое можно увидеть в бассейне, но мы не ожидаем от фотографа или иллюстратора, что он станет в этот момент, находясь в воде, делать зарисовку или фотографировать. Наши ожидания мешают нам воспринимать это изображение как реалистичное.

Рисунок © Vladimir Dunjic

Возможно у многих возникает впечатление, что двое лежат под одеялом. Но почему головы повернуты в разные стороны? Детали на синем дают ответ на этот вопрос.

Рисунок © Vladimir Dunjic

Причудливо сплелись тела любовников. Можно подумать, что нижняя часть женщины и голова мужчины принадлежат одному телу. Нас, конечно, не так просто обмануть, но организация пространства нам в этом не помогает.

Рисунок © Lorenzo Mattotti

Работая в этой и похожих техниках довольно легко запутать зрителя. Ниже еще один пример.

Арлекин © Лев Лапин, 1924

Много примеров работ этого уникального автора приведено здесь

Рисунок © Lorenzo Mattotti

Lorenzo Mattotti в этой работе, кажется, и вовсе абстрагировался от понятия перспектива.

Рисунок © Lorenzo Mattotti

А здесь я улавливаю сходство с фотографическими работами Franco Fontana (см. выше)

Рисунок © Lorenzo Mattotti

Интересная идея с образованием теней от единственного источника света + «наплыв» этого источника на остальную часть изображения.

Рисунок © Koldo Barroso

Автор заставляет нас запутаться с определением где земля, где море, а где небо.

Несколько иллюстраций к роману Замятина «Мы», выполненных О.К. Вуколовым. Я думаю, они не требуют комментариев:

Рисунок © Олег Вуколов


Рисунок © Олег Вуколов

Своего хорошего знакомого, художника, иллюстратора и фотографа Алексея Курбатова я считаю гением построения нетривиальных пространств. Вот несколько примеров его работ:

Рисунок © Алексей Курбатов


Рисунок © Алексей Курбатов


Рисунок © Алексей Курбатов


Рисунок © Алексей Курбатов




2012 © Андрей Зейгарник

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посетить сайт автора >>>
Почитать другие статьи в ЖЖ автора >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/analysis/spaces/spaces.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2012 Хулиганствующий Элементъ