ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|
------------------------------------------------------------------------------------------------>
ВО ВРЕМЯ СЪЁМКИ
Алексей РОГОВ
Профессионал - это не тот,
кто делает классные картинки,
а тот, кто вовремя возвращается
в редакцию.
Когда вы садитесь за руль автомобиля, то автоматически становитесь «объектом повышенной опасности для окружающих», говоря языком милицейского протокола. Как только вы вешаете на шею камеру, автоматически окружающая вас среда становится враждебной к вашей персоне, или, смягчая формулировку, вы становитесь объектом повышенного внимания со стороны окружающих. Если же вы начинаете фотографировать что-либо, независимо от сюжета, то внимание к вашим манипуляциям многократно возрастает. Можете возразить мне, что я преувеличиваю, и простой турист-отпускник на пляже в Анталии ничем не рискует, что вопросы безопасности для фотографа актуальны только при общении с депутатами Госдумы, или в Афганистане и Чечне во время антитеррористических операций. Ну, а как быть с турецкими (и не только) ворами, которые положили глаз на ваш прекрасный фотоаппарат. Даже, если вы купили одноразовую «мыльницу», то всегда существует шанс влипнуть в неприятную историю, я уж не говорю о частом фотографическом опыте. Каждый профессиональный фотограф расскажет несколько историй связанных с неприятными моментами во время съемок. И не только профессионалы сталкиваются с проблемами: просто любители тоже могут «похвастать» синяками и шишками и своими «приключениями». Смешные и не очень, эти истории хорошо слушать под качественную закуску в приятной компании, но в момент, предшествующий закуске, как правило, бывает не смешно. Я не напоминаю фамилии фотографов и операторов, которые заплатили жизнью за риск, связанный с профессиональной деятельностью. В некоторых случаях трагедий можно было избежать, сведя риск до минимума, но, к сожалению, этот риск нельзя свести к нулю.
Помните, что, фотографируя человеческую особь, вы вторгаетесь в его privacy, так сказать, и не всегда красивую, кстати. Но снимать надо, а у всех разрешения не спросишь. Стало быть, надо заранее знать, как отвечать на вопрос несчастных: «Зачем вы меня сфотографировали?» Если после вашего ответа человек улыбнется, значит, ваша фамилия Жванецкий; если не улыбнулся, но и не побил, то вы способный хорошист; а если зубы и аппаратура остались лежать на сырой траве, значит, вам придется снова прийти на переэкзаменовку. Когда-то опытный фотограф, у которого я учился выживать, советовал мне прежде, чем выйти на улицу, потренироваться дома - представить и разыграть различные ситуации, которые могут возникнуть на воле. Тренироваться-то я тренировался, но то, с чем столкнулся на съемках, невозможно было предвидеть. Однажды в славном городе Санкт Петербурге в 1995 году шел я по улице с безобидной целью поснимать банальные городские пейзажи – хотел продать слайды в какой-нибудь туристический журнальчик. И вижу я в закатном солнышке старый захламленный дворик за железными воротцами, и калитка открыта в этих воротцах. Захожу, кадрирую, навожу на резкость и вижу: открывается дверь и бежит, до лысой макушки вооруженный рациями с пистолетами, толстяк в форме и визжит от ненависти. Я сразу понял, что пленку мне засветят, а там было кое-что мне нужное. Чтоб не зря жизнь отдавать, нажимаю кнопку и дёру – толстяк-то меня не догонит. Но на помощь ему пришел вполне здоровый малый. Поймали они меня в сотне метрах от места преступления: я свернул в переулок, а он оказался тупиком. Держат за объективы – не дернешься, сразу их разобьют – и пытаются меня тащить к себе в контору, а я сопротивляюсь, т.е. ногами перебирать не собираюсь, и требую показать «документ». Стали они вызывать подмогу по рации, это меня и спасло: в рации аккумуляторы сели. Тогда здоровый пошел за носилками и людьми, а сторож (толстый) оказался трусом: убрав, наконец, фотоаппарат в кофр и облегченно вздохнув, я пообещал выбить ему правый глаз, которым он должен в ружье целиться, хотя сам я не могу обидеть и комара. В общем, потом я узнал, что там была эфэсбешная конспиративная явка с сауной. Рассказываю я к тому, что не знаешь, где стелить надувной матрас. Да, забыл: в тот раз очередной ксивы лишился. Съемка необычных людей: милиция и военные Для этих очень важно быть (или стать) СВОИМ. Вот для «своего» они сделают максимум возможного, тогда вы сможете снять уникальные кадры. «Чужих» они покалечить не покалечат, но фиг, что дадут снять, на законных (или незаконных) основаниях. Уязвимая категория субъектов съемки, как ни странно. Люди, которые рискуют своей жизнью по долгу службы и, про которых журналисты пишут всякие гадости. Правда, иногда обоснованно. Самый хороший вариант сотрудничества – через своих знакомых в этой среде. И неважно, на чем основано ваше знакомство, на деньгах ли, которые вы платите за информацию, или на родственных чувствах, главное начать двигаться в нужном направлении через их рекомендации. Вооруженные конфликты На войне вас могут убить с полным на то правом. Лучше, конечно, туда не соваться ни за какие деньги. Но, если срочно требуется подзаработать на гибели посторонних вам людей, или вы решили изжить свои детские страхи, то ничего не остается – надо ехать в зону вооруженного конфликта. Сначала определитесь, с какой из конфликтующих сторон вы будете снимать. Не думаю, что время от времени перебегать линию фронта хорошая идея. Во-первых, еще дома надо определяться с «крышей», и соответственно встретиться с нужными людьми, а они могут вас негласно проверять. Поэтому, если они заметят, что вы носитесь к другой стороне на такие же встречи, то дело может закончиться вредом вашему здоровью, еще не начавшись. Во-вторых, надо будет иметь двойной комплект документов и аргументов, для обеих конфликтующих сторон, и можно ненароком перепутать и то и другое. Такой случай был в Карабахе в 1991 году с моим знакомым, который, случайно заехав к азербайджанцам, думал, что он у армян. До сих пор парень уверен, что спасло его чудо, а как он выкрутился, это отдельная история. В-третьих, «чужая» разведка может вычислить вас после перехода демаркационной линии, доказывайте тогда, что вы из CNN и беспристрастно освещаете конфликт с обеих сторон.
И последнее. Ну, конечно, не последнее, но здесь… Внимательно дома посмотрите в зеркало и определите, какие, так сказать, лица всякой там национальности вы себе напоминаете. Скажем, если вы якут, то в белорусско-казахском вооруженном конфликте лучше снимать с казахской стороны. При определении «своей» национальности, обязательно посоветуйтесь с посторонними людьми: они могут быть объективнее вас самого. Я, например, всегда думал, что похож на русского, в худшем случае, на поляка, но в Грозном в 1995 году солдаты мне дали понять, что я выгляжу как уроженец Алханкалы, не более и не менее. Пришлось срочно брить щетину и цеплять очки за нос – вот так-то. Братки Очень опасная категория приматов, особенно, когда среди них нет явного лидера, который единолично принимает решения. Разговаривать нужно только с ним, если он присутствует, конечно. Весьма неприятно столкнуться с группой безмозглых молодых «быков», там, в бритых башках всего одна извилина, и та пересажена из зада NN (писателя-криминалиста добавьте на свой вкус). Они сначала действуют, а потом пытаются думать. Так что лучше сначала договориться и потом наводить камеру, чем брататься после жестокого избиения. Но, как общий совет: в любом случае не дай Бог показать, что вам страшно. Даже если жуть пробирает, делайте вид, что местный пахан ваш родной дядя. И не подделывайтесь под их мову, если не знаете, как говорить, наоборот, лучше уж выделиться своим третьим филологическим образованием. Зона Особое место со всех сторон. Прежде всего, зеки (не все, правда) не могут качать свои права, поэтому, если они не хотят
Не одевайтесь вызывающе ярко и модно: это сильно раздражает людей, одетых в жуткую униформу. Зона – место с очень сильной энергетикой, в особенности женская. Место, где говорить и глазеть по сторонам надо с превеликой осторожностью, рассчитывая каждую фразу и движение. И упаси Господь ругаться матом – ну это понятно… Документы В различных ситуациях нужны различные документы. Очень часто фотографы имеют при себе несколько удостоверений от разных изданий, часто противоположных по идеологии. Эти удостоверения используются для контакта с «противоборствующими» сторонами – каждой показывают «свое» издание. Некоторые особо умные фотографы имеют даже различные паспорта, конечно, если получили соответствующее гражданство. Документы сейчас сделать можно на любом компьютере, не то, что в старые «добрые» времена, когда надо было устраиваться в газету «Советская Россия», чтобы заснять бесчинства Красной Армии и Флота на острове Русский. Распихайте документы по разным карманам и не забудьте, пожалуйста, что и куда вы положили. Скажем, с левой стороны для Еврейского культурного центра, а с правой для скинхедов - не перепутайте. Сумки Как я уже заметил, фотоаппарат привлекает внимание и воров, поэтому камеру, когда вы не снимаете, желательно держать не на виду, а в сумке, если она есть, либо подмышкой, прикрывая рукой. Вообще, это один из самых удобных способов переноски камеры: она висит на ремне на плече, и рука является естественной защитой и от глаз, и от физического воздействия. При этом камеру всегда можно быстро взять в руки для начала работы. Этот способ переноски фотоаппарата особенно хорош, когда пристегнут длиннофокусный объектив. Если вы предпочитаете держать камеру в сумке (кофре), то необходимо серьезно подойти к выбору модели. Существует невообразимое количество специализированных сумок и рюкзаков, предназначенных для переноски фотоаппаратуры. Я не буду рассматривать вопросы перевозки аппаратуры на большие расстояния - для этого хороши жесткие специальные кофры - посмотрим, с чем лучше выйти на улицу. В зависимости от количества камер, объективов и дополнительных аксессуаров надо выбрать объем сумки. Вы должны проанализировать, как будет лежать аппаратура: в собранном виде или разобранном. Когда объективы пристегнуты к камере, то вы быстрее можете начать съемку, не тратя время на установку объектива, но аппаратура в разобранном виде занимает меньше места, а значит ваш кофр будет меньшего размера, со всеми вытекающими отсюда последствиями: дешевле, легче носить, меньше требуется места в транспорте и в толпе пробираться несложно. Подумайте о пленке: карманы для нее должны быть достаточно большими, располагаться снаружи, пленка не должна из них вываливаться, а доступ к ней простой и быстрый. Все то же самое относится и к цифровым носителям. Требования часто взаимоисключающие, а поэтому необходимо найти компромисс еще до покупки кофра, и не спешите с выбором в магазине: перебирайте товар до полной уверенности, что возьмете самую удачную модель. Общие требования к сумкам и рюкзакам. Прежде всего, они должны быстро, легко и надежно застегиваться. Для этого лучше всего подходят карабины и пластиковые клипсы. Молнии удобны, если аппаратуру надо надежно закрыть при длительной транспортировке – в оперативной съемке они не самый хороший вариант. Далее, сумка должна изготавливаться из очень прочных материалов, ее конструкция должна защищать аппаратуру при ударах. Для этого в кофрах, как вы знаете, делают специальные прокладки различной формы и размеров. В эксплуатации кофра большая часть этих прокладок вам не понадобится, не пытайтесь приспособить их все – чем меньше перегородок используется, тем больше аппаратуры влезет в сумку. Обратите внимание на ремень! Он должен держаться даже на самой «скользкой» одежде. В свое время я приобрел сумку одной фирмы, а потом отдельно к ней купил ремень. Желательно, чтобы кофр был мягким: когда вы продираетесь сквозь толпу, на улице или в транспорте, то ваша жесткая несминаемая сумка может сильно затруднить это перемещение и даже раздражать окружающих. Кроме того, мягкая сумка принимает форму вашего тела и, соответственно, выглядит компактней. Уделите внимание расцветке кофра, и как можно меньше надписей и эффектных цветовых сочетаний. Самый лучший вариант серо – сине – зеленые оттенки блеклых тонов. Не нравится? Зато и внимания не особо привлекаете к своей тысячедолларовой камере. Вообще-то, лучше всего, когда кофр не похож на фото сумку. Такие, например, делает американская фирма «Domke», ее профессиональные репортерские сумки похожи на мешки для картошки. Не все профессионалы любят организацию «домковских» внутренних отсеков, но в оригинальности этим сумкам не откажешь. Я, честно говоря, предпочитаю сумки от «Tamrac» и «Lowepro», в них мне больше нравится внутренняя настройка «помещения», но внешний вид, конечно, за «Domke» - этакий бесформенный и затертый сидр для бомжа. Одежда Методику выбора кофра можно использовать при выборе одежды, в которой вы собираетесь на съемку. Я не буду распространятся о том, что одежда должна быть удобной, комфортной и т.д. и т.п. Прежде всего, надо помнить, что аппаратура весит энное количество килограммов и висит на шее, плечах или спине, а поэтому, сминает, сбивает, пачкает и пытается порвать вашу одежду. Расцветка и стиль имеют большое значение, и весьма важны для достижения положительного конечного результата: возвращения домой с кучей прекрасных фотографий в кармане. В разных ситуациях вы должны выглядеть по-разному. Когда это необходимо, окружающие должны сразу определить, что вы профессиональный фотограф, и чем больше на вас профессиональной одежды, тем лучше. Жилеты и куртки, специально изготовленные для фоторепортеров, помогают выделить себя из толпы, и, скажем, при разгоне демонстрации позволят вам не попасть под полицейскую дубинку. То же правило с небольшими оговорками применимо к съемкам вооруженных конфликтов. Здесь надо отделять себя от участников боевых действий, но при этом одежда не должна провоцировать снайперов на попытку продырявить вашу необычайно яркую курточку. Ни в коем случае нельзя быть похожим на военного: никакого камуфляжа - вы гражданское лицо, случайно оказавшееся рядом с вооруженными людьми. Для этого прекрасно подходит одежда незащитной раскраски, купленная на ближайшем вьетнамском рынке, либо похожая на таковую. Только чуть прочнее вьетнамской.
Обувь Никаких особых рекомендаций. Фотограф, если хочет что-то снять, должен ходить пешком, а не ездить на машине. Я знаю только одного фотографа, который разбогател, проезжая на своем автомобиле мимо объекта съемки. Машина была старая, ехала медленно, он успел затормозить, развернуть камеру, определить экспозицию и нажать на кнопку – это Ansel Adams с его знаменитым лунным пейзажем. Но это исключение, все остальные тормозить не успевают и проезжают мимо. Поэтому и зимой, и летом ходить требуется много; обувь должна быть сверхудобной и лучше, чтобы ноги не потели – технология Gore-Tex ботинкам не помешает. В дополнение расскажу случай в Литве в 1991 году, когда гебисты задержали группу фотографов и, в том числе, меня. Они обыскали всех и отняли все пленки: и чистые, и отснятые. Я был в подавленном состоянии: столько труда и риска, и все насмарку. Только один местный фотограф сохранил две особо нужные ему пленки: он их засунул в маленькие кармашки в язычках своих ботинок – такая вот конструкция у них была. Деньги Чем больше у вас денег, тем проще сорваться куда-нибудь за новыми «впечатлениями». Здорово - быть независимым. К сожалению, нехорошие люди знают, что фотографы возят с собой много денег: на такси, гостиницу, взятки и т.д. Поэтому наличные – это проблема с безопасностью – лучше пластиковые деньги. Но в Эвенкии, в каком-нибудь оленеводческом чуме может не оказаться банкомата… Не люблю кошельки и всякие там портмоне – лучше рассовать деньги по разным карманам и тайникам - в кофре или рюкзаке. И не дай Бог хвастаться в гостинице вашей финансовой независимостью. Совсем коротко о фотоаппарате Неважно, профессионал вы или любитель, чем незаурядней дизайн камеры, чем больше она привлекает внимание, тем сложнее выполнить какую-либо съемку. Поэтому я всегда предпочитаю темную окраску и невзрачный потертый вид камеры. Для окончательного «оформления» фотоаппарата я порекомендовал бы заклеить непрозрачной черной лентой фирменные надписи на корпусе и на вспышке. Еще короче Учите иностранный язык (без комментариев). P.S. Этот текст провисел на одном из фото-форумов около года, и я получил очень большое количество откликов. И здесь мне хотелось бы дописать некоторые соображения как ответ на некоторые вопросы. Во-первых, нельзя в небольшой статье рассмотреть все возможные ситуации, возникающие на съемке. Каждая съемка, это встреча с новыми людьми и новыми проблемами, как творческими, так и техническими. Вы должны быть в принципе готовы к решению этих проблем. А это вопрос вашего профессионализма и желания заниматься фотографией. Многие фотолюбители пишут о том, что страх перед контактами с людьми ограничивает их творчество съемкой домашних животных, родственников и бесчисленных закатов. Могу только посочувствовать, но в этой ситуации дальнейшее наращивание аппаратуры, покупка светосильных объективов и мощных вспышек не приведет к реализации творческих амбиций. Можно, правда, обозвать себя «фотохудожником» и вступить в Союз – для повышения статуса среди родственников этого вполне достаточно. Спорно или нет, но я убежден, что самое интересное на фотографии - это люди; и самое сложное в фотографии – это люди. Кстати, мои собственные комплексы мешают мне точно так же, как и вам, но, когда меня учили фотографии, то сразу дали понять, что картинки с изображением жен, детей и кошек обсуждаться не будут. И, во-вторых, старайтесь не причинять неприятности людям, которые вам доверились. Когда возникает ситуация, которую можно двояко интерпретировать, и люди перед камерой сомневаются - фотографироваться или нет, я всегда говорю, что еще ни разу мои снимки никому не причинили вреда, и, если может возникнуть обратная ситуация, изымаю фотографии из съемки. В конце концов, это всего лишь фотографии.
2003-2006 © Алексей Рогов
Что ещё можно сделать:
|
ГЛАВНАЯ | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | ФОРУМ | ПОИСК | О ПРОЕКТЕ | СВЯЗАТЬСЯ |
---|