Х Э
ГЛАВНАЯ ВСЕ СТАТЬИ ОБСУДИТЬ
Андрей Пашис
Аспекты рационального анализа композиции.
Психологическая идентификация личности фотографирующего по результатам анализа изображений на его фотографиях
(Часть II)

Даже две темноты, рассекаемые молнией, не похожи одна на другую, а уж тем более люди.

Милорад Павич. «Пейзаж, нарисованный чаем»

Человек похож на луковицу. Под каждой шкуркой оказывается следующая; вы её снимаете и ожидаете увидеть бог знает что. Когда вы добираетесь до конца, убеждаетесь, что в сердцевине ничего нет.
Совсем ничего.
Кроме пролитых слёз.

Милорад Павич. «Роман для любителей кроссвордов»

Итак, многочисленные исследования показывают, что любые изображения, полученные мгновенно, спонтанно, «не задумываясь» имеют автопортретную тенденцию, что позволяет вполне корректно характеризовать фотографирующего, выявлять его прошлые и настоящие психологические конфликты, комплексы неполноценности, детские психотравмы и другие факторы, осознаваемые или нет, магическим образом мультиплицирующие сегодняшнюю структуру его личности.

Исследования Э. Жюккерта, Ж. Шлибе (1934 г.), П. Бура, Дж. Бука (1948 г.) показали, что положение доминирующего, сюжетно важного объекта на/в изобразительном поле может свидетельствовать о следующем:

Расположение объекта в явно левой части кадра говорит о том, что фотографирующий привязан к прошлому, ко всему тому, что связано с образом матери.
Левая позиция сюжетно-композиционного центра с тенденцией к геометрическому центру свидетельствует об амбивалентном желании покровительства и независимости в рамках покровительства.
Центральная позиция с тенденцией вправо - желание найти согласие, равновесие между собой и другими.
Строго центральная позиция - свидетельствует о стремлении педантичной систематизации личных мотивов и качеств фотографирующего на основе привычек.
Правая позиция - потребность опереться на авторитет.
Верхняя позиция - нестабильность и поиск самообладания.
Расположение сюжетно важного объекта в нижней половине кадра свидетельствует о чувстве покинутости, депрессии, стрессе. Возможны необоснованные самообвинения и ощущение ненужности.
Деталь, изолированная от остального изображения в кадре (например, ветка от дерева), свидетельствует о стремлении действовать по образцу, быть похожим на кого-то.
Если детали изображения объединены в несколько серий - это свидетельствует о тенденции к систематической деятельности.

Высота сюжетно важного объекта в кадре может свидетельствовать о следующем:

Объект занимает менее 1/4 кадра - зависимость, уязвимость, недоверие к себе, возможно, мечты о могуществе.
Объект занимает менее 1/2 кадра - зависимость и робость менее заметная, чем в предыдущем случае.
Высота объекта составляет примерно 3/4 кадра - хорошая адаптация к среде.
Размеры объекта превышают размеры кадра - желание быть замеченным, значимым для других, самоутвердиться, реализоваться.
Наличие в кадре двух примерно одинаково сюжетно важных объектов, но разных по величине - одновременное существование у фотографирующего стремления утвердиться и желания пройти незамеченным, амбивалентность характера.

Дж. Бук и Р. Бёрнс опубликовали также некоторые другие зависимости особенностей изображений от личных психологических качеств авторов изображений:

Растянутость сюжета в горизонтальном измерении может свидетельствовать о плохой ориентировке в настоящем времени, о подавляющем преобладании в психике фотографирующего прошлого или будущего.
Акцентированное вертикальное измерение в кадре - стремление получать наслаждение в фантазиях, недостаточные контакты с реальностью. Об этом также свидетельствует стремление изображать купола, крыши домов и кроны деревьев.
Изображение солнечного диска в кадре трактуется авторами как символ авторитарной фигуры.
Доминирование правой стороны в сюжете - преобладающим ориентиром является будущее и интеллектуальное.
Сюжет с перевесом левой стороны свидетельствует об ориентировании автора на прошлое и эмоциональное.
Если сюжетно важный объект выходит за левый край листа, то это может свидетельствовать о фиксации на прошлом и страхе перед будущем, о чрезмерной озабоченности эмоциональными переживаниями.
А если объект выходит за правый край листа - желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого.
Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жёсткий контроль.
Выход сюжета за верхнюю границу кадра - фиксация на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
Выход сюжета за нижнюю границу кадра - фиксация на практических, рутинных задачах.
Преобладание прямых контуров в изображении может свидетельствовать о ригидности (неподатливости, негибкости) характера.

Согласно исследованиям К. Коха, слегка приподнимающийся слева направо уровень горизонта в пейзаже свидетельствует о наличии значительного эмоционального потенциала, задора, энтузиазма субъекта.

Если же уровень горизонта опускается к правой стороне кадра, то это может свидетельствовать об упадке сил, недостаточности стремлений.
Стремление к изображению корней деревьев, основ стволов характеризует любопытство, желание видеть спрятанное, закрытое.
Преобладание на фотографиях крон деревьев, усечённых снизу стволов говорит о непрактичности, отдалённости от реальных нужд, склонности к фантазированию.
Изображение симметричных композиций - стремление к согласию с внешним миром, тенденция к сдерживанию агрессивности, возможно, амбивалентность характера.

Также Р. Бёрнс и Дж. Бук нашли особенности изображения человека, характеризующие личность автора:

Голова, лицо:
Изображение человека с акцентированием головы может свидетельствовать об интеллектуальных претензиях фотографирующего.
Расположение головы портретируемого строго по геометрическому центру кадра, в ущерб фигуре, из-за чего в верхней половине кадра может оказаться слишком много свободного места, «воздуха», свидетельствует о недостатке образного восприятия, о преобладании логики над ощущением, чувством, интуицией. Склонность действовать по заранее задуманной схеме без целостного охвата вновь возникающих обстоятельств.
Тенденция создавать портреты с лицами, расположенными с заметным наклоном от вертикальной оси может свидетельствовать о вялости характера, недостаточной общительности фотографирующего.
Невыразительное изображение головы из-за чего фигура человека кажется «малоголовой» - интеллектуальная или социальная неадекватность.
Потребность изображать лицо так, что виден затылок - тенденция к замкнутости.
Стремление запечатлеть неэмоциональное лицо («лицо-маска») - осторожность, скрытность, тенденции к деперсонализации и отчуждённости.
Большое количество портретов с обострённой мимикой на лице, жутких, комических или эпатирующих, свидетельствует о тенденции театрализации жизненных ситуаций либо о вытеснении внутренних психологических комплексов через обострение ситуации, «клин клином».
Съёмка «большеглазых» или «большеухих» портретов может характеризовать человека подозрительного или гиперчувствительного, озабоченного общественным мнением, критикой.
Портреты с «маленькими» глазами говорят о самопоглощённости, самоуглублённости, о тенденции к интроверсии.
Преобладание портретов с «отсутствующим» взглядом и маловыразительными глазами, «сфокусированными на бесконечность» свидетельствует либо об инерционном, «тормозном» характере фотографирующего, либо о его неспособности держать ситуацию под контролем вследствие жёсткости внешнего воздействия.
Взгляд «вовнутрь себя» - ощущение неадекватности восприятия субъекта окружающими его людьми.
Значительная доля «моргнувших» портретов в процессе съёмки свидетельствует о недостаточной психической синхронизованности фотографирующего и портретируемого.
Акцент на носу - сексуальная озабоченность.
Стремление к созданию портретов с выделенными ноздрями - склонность к примитивной агрессии.
Подчёркивание подбородка - стремление к доминированию в отношениях.
Выделенный рот на портрете с эмоциональным рисунком губ может свидетельствовать о фиксации автора на проблемах речи либо о чувственности, контактности.
Недостаточно ярко прорисованный, «малый» рот - может свидетельствовать о депрессии либо о вялости в общении.

Руки, пальцы:
Преобладание портретов со скованными руками свидетельствует о жёсткости характера или о недостаточной контактности автора.
Опущенные, слабые, вялые руки - неэффективность, психологическая либо физическая слабость.
Обилие «длинноруких» портретов - амбициозность, вовлечённость в события внешнего мира.
«Короткорукие» портреты - отсутствие амбициозности, чувство неадекватности.
Подчёркивание рук - интенсивное стремление к действию.
Изображение рук, существующих как бы независимо от туловища - наличие действий и поступков, выходящих из-под контроля субъекта.
Руки сплетены на груди - враждебно-мнительная установка.
Руки за спиной могут характеризовать либо нежелание идти на компромиссы, либо склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений.
Изображение гибких рук - хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
Руки, прижатые к телу - напряжение, неповоротливость, ригидность, негибкость характера.
Стремление к изображению рук на переднем плане - потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях, преодоление грубости, чёрствости.
Пальцы, выходящие за кадр, могут свидетельствовать о вытеснении агрессии, грубости.
Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест.

Ноги, ступни:
Стремление изображать непропорционально длинные ноги - сильная потребность в независимости и стремление к ней.
Акцентирование ступней, непропорционально большие ноги - потребность в безопасности либо склонность к грубости, чёрствости. Демонстрация мужественности.
Изображение «коротких» ног - чувство психологической или физической неловкости.
Наличие большого количества изображений «без ног» - может свидетельствовать о неспособности охватывать ситуацию в целом, о слабой рефлексии и недостаточной интуиции или о нестабильности характера, отсутствии психологической основы.

Фигура:
Подчёркивание плеч - демонстративность поведения или потребность во власти.
Изображение человека головой в профиль, а телом анфас - вызывает тревогу социальное окружение, есть потребность в общении.
Человек сбоку (абсолютный профиль) - стремление к отрешённости, замкнутости, оппозиции.
Стремление фотографировать сутулые, сгорбленные фигуры - открытая враждебность к женщинам.
Съёмка фигур в карикатурном виде - переживание подростковой неполноценности и отверженности (самопрезрение).
Стремление изображать подвижные фигуры - хорошая приспособляемость, лабильность характера.
Если фигура находится у края композиции, это может свидетельствовать о неуверенности, несамостоятельности фотографирующего субъекта, его зависимости от мнения посторонних.
Недостаточная детализация окружения портретируемого, съёмка на нейтральном либо нерезком фоне - тенденция к замкнутости, некоммуникабельности.
Подробная детализация окружения портретируемого свидетельствует либо о пунктуальности, щепетильности характера, либо о скованности самовыражения.

Другие замечания:
Характер снимков в начале и в конце каждой отдельной съёмки отражает изменение уровня психической энергетики в процессе съёмки, даёт информацию о лабильности психики, что может коррелировать с характером течения жизненно важных процессов в начале и в конце временных циклов человека.
Склонность создавать автопортреты, как правило, коррелирует с величиной творческого потенциала фотографирующего.
Стремление давать названия фотографиям может свидетельствовать либо о потребности в поддержке, либо о мелочности, либо о стремлении к экстраверсии.

© 1999 Андрей Пашис

<<< Начало статьи

Галереи фотографий, афоризмы, рефераты и статьи о фотоискусстве на сайте http://mudrets-photo.org



Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

MAIN PAGE ALL ARTICLES DISCUSS
All Rights Reserved. © 2003 Хулиганствующий Элементъ