Х Э
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ФОТОКЛУБ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК СВЯЗАТЬСЯ

Фотография #3 из серии "Casual" © Мария Грицай (Mashe)

ОСОБЕННОСТИ ТЕОРИИ С.ЗОНТАГ
(Sontag S. "On photography". New York, 1977)


Мария ГРИЦАЙ

В книгах по истории фотографии авторы, как правило, не задаются вопросом: что представляет собой фотография? В противоположность им, теоретики фотографии интересуются именно её природой, которая и составляет основное «неудобство» для исторического анализа фотографии.

Неудивительно, что все «феноменологи фотографии» не только используют характерные методы, но и руководствуются иными побуждениями: они пытаются выявить в фотографии как раз те черты, которые мешают ей «затеряться» среди визуальных искусств, войти в сложившуюся систему культурных ценностей. Фотография для них - не исторический процесс, со своими этапами, причинно-следственными связями и «великими личностями», а, прежде всего, цельное явление, вызывающее бесконечное изумление, трепет и даже страх и нечто магическое. Исследования по «философии фотографии» важны, прежде всего, тем, что содержат интересные соображения о самой сущности фотографии, рассматривают её в философском аспекте, что даёт стимул к размышлению об эволюции фотографии, об изменении её восприятия в разные эпохи.

Именно в силу того, что роль автора признаётся незначительной, а роль случая и технического фактора - определяющей, фотография может восприниматься как ревеляция того, что не видно обыденному глазу, проявление «объекта как он есть», во всей его неповторимости. Это «обнаружение красоты мира» приводит к тому, что, по мнению Зонтаг, всё что угодно становится интересным. Происходит своего рода тотальная эстетизация объектов, запёчатлённых фотокамерой. Поскольку все объекты становятся одинаково значительны, исчезает любая иерархия, центр больше не отличается от периферии, а это ведёт к разрушению системы ценностей.

Другой важный момент в теории Зонтаг - «магический» характер фотографии. Он проявляется и в самой природе фотографии, создающей «дубликат мира», который обладает убедительностью наваждения или сна, и в способах её использования. Автор называет фотографию «сюрреалистической», имея в виду её способность быть похожей на реальность настолько, что она становится своеобразной нормой, определяющей то, как вещи воспринимаются и должны восприниматься нами, «образцом реальности», который, подобно лакмусовой бумаге, удостоверяет реальность изображённого. «То, что сфотографировано, не может не считаться реальным» - так можно кратко выразить постулат Зонтаг. Одна из важнейших функций фотографии, как считает автор, - мемориальная. Поскольку в фотографии происходит некая «аббревиация истории», то прошлое запечатлевается с ясностью и силой, которые свойственны настоящему объекту. Несомненно, широкое бытовое распространение фотографического портрета, использование фотографий как «магических талисманов» связано именно с этой «элегической» функцией, способностью вызывать ностальгию у смотрящего.

Другая возможность использования фотографии связана с вопросом «для чего люди фотографируют?» Зонтаг отвечает на него следующим образом: фотографирование есть «инвентаризация мира», овладение реальностью с помощью создания «антологии образов». Ещё в XIX веке познание мира через фотографирование считалось одним из «даров цивилизации». Можно вспомнить и о подозрительном отношении к фотографии различных народов, впервые ознакомившихся с ней и считавших, что она даёт фотографу власть над изображённым объектом (известно также, что О. де Бальзак воспринимал фотографию как своего рода магию). Эта мифическая аура «власти над сфотографированным» возникает именно потому, что индивидуальный «отпечаток» неразрывно связан с оригиналом, являясь аутентичным ему.

Зонтаг идёт дальше, говоря, что акт фотографирования (и по сути, и по своим внешним признакам - прицеливание, щёлканье затвора и т.д.) является «сублимированным убийством», где власть субъекта над объектом абсолютна. Именно эта функция фотографии, согласно Зонтаг, послужила причиной распространения фотографии как формы массового искусства, тесно связанного с жизнью социума. Власть индивидуума над миром как основа устройства общества и государства основана на знании, так что фотография «работает» на эту схему. Несмотря на подобные высказывания, сама Зонтаг определяет природу фотографии как «нейтральную», свободную от культурных традиций, условностей и ценностей. Использование фотографии как средства контроля общества и государства соотносится с идеей познания мира с помощью фотографии, его классификации и систематизации. Отметим, что в данном случае исследователь пишет о функциях именно документальной фотографии, которая используется в повседневной жизни, а не о художественной, о которой идёт речь в других фрагментах её текста.

Итак, в книге С.Зонтаг можно проявить основную проблематику, интересующую исследователей фотографии в XX веке. Несмотря на то, что её теория не отличается целостностью, всё же она остаётся до сегодняшнего дня одной из основополагающих. Важно, что Зонтаг считает фотографию чрезвычайно существенным для культуры фактором, влияющим на изменение умонастроений, на сам ход развития искусства и общества.

2006 © Мария Грицай, фото автора

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо Автору >>>
Посетить сайт автора >>>
Посмотреть фотографии автора >>>
Прочитать статью ХЭ "Выхода нет, или дополнение до единицы" >>>
Прочитать статью ХЭ "Мясо белых антилоп" >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ФОТОКЛУБ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2006 Хулиганствующий Элементъ