![]() | ![]() |
---|
ОБЛОЖКА | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | КАТАЛОГ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | О ЖУРНАЛЕ | ПОМОЩЬ САЙТУ | ФОРУМ | ПОИСК | ADMIN |
---|
------------------------------------------------------------------------------------------------>
![]()
![]()
---------------------------- ЛИД --------------------------------------->
Рисование светом, как процесс, появился одновременно с фотографией. ![]() «The Falls of Clyde, Bonnington Falls» © James Valentine,1871
Условия для рисования светом становились все более приемлемыми - с постепенным уменьшением времени экспозиции дагерротипов (а впоследствии – отпечатков на коллоидных растворах) до нескольких минут и даже секунд. Но где же рисунки светом того времени? Да, в архивах мы не видим собственно следов от перемещающегося источника света, но не сложно предположить, что такие случайные возможные следы (от факела или солнечного отражения в куске зеркала) воспринимались в ту пору несколько иначе, чем в наши дни… С момента появления и на долгие годы вперед за фотографией не признавалось право на эстетическое творчество. Художники той поры рассматривали светопись как механическую копию действительности, способную быть разве что суррогатом живописи. В то же время, возможность фотографии стать полным и точным документом была признана очень рано. В таких условиях отклонения от реализма однозначно воспринимались как недостаток отпечатка, как брак - со всеми вытекающими последствиями (подобные фотографии не сохраняли, пластины смывали для последующего использования).
![]() Фото © William Henry Fox Talbot,1839
1843 год. Хорошая знакомая Талбота Анна Аткинс (Anna Atkins) (к слову сказать – первая профессиональная женщина-фотограф!) издает целую книгу «фотогенных рисунков» с изображениями морских водорослей.
![]()
Первые опыты безлинзовой фотографии Талбота, впоследствии названной «фотограммой», в начале 20 века легли в основу художественных экспериментов мастеров из группы «Баухауз».
![]() Фото © Thomas Eakins,1884 ![]() Фото © Gjon Mili,1930-40
В 1889 году профессор Этьен-Жюль Марэ (Etienne-Jules Marey) (Франция) совместно с Джорджем Демени (Georges Demeny) в процессе изучения движений человека получил, видимо, первый в истории человечества осознанно выполненный рисунок светом.
![]() Фото © Etienne-Jules Marey
На этой фотографии мы видим след от лампочек накаливания, закрепленных на теле Демени во время его прохода перед камерой. Конечно, это был фотодокумент, а не произведение искусства, однако для нас в этой истории важен сам факт преднамеренного получения видимого следа от перемещаемого источника света.
![]() Фото © Anton Bragalia ![]() Фото © Anton Bragalia
В 1914 году американец Фрэнк Гилбрет (Frank Gilbreth) прикрепляет маленькие лампочки к рукавам фабричного персонала и снимает трудовой процесс на длинной выдержке, рассчитывая получить карту перемещений рук рабочих. Задача снова не художественная, но результат был уже предсказуем – видимые следы, оставленные на фотопленке движущимися электрическими лампочками.
![]() Фото © Frank Gilbreth,1914 ![]() Фото © Frank Gilbreth,1914
Немного забегая вперед, отметим, что в 1924 году, в Советской России, руководитель Центрального Института Труда (был такой!) Алексей Капитонович Гастев также проводил исследования по эргономике рабочих процессов. Гастев использовал тот же прием, что и Гилбрет:
![]() ![]()
Итак, продолжаем. В 1918 году немецкий фотограф Кристиан Шад (Christian Schad) создавал абстрактные коллажи, используя приемы Уильяма Талбота с уже явными художественными целями.
![]() Фото © Christian Schad,1918
Полноценным художественным опытом в светоживописи следует считать работы венгерского художника Ласло Мохой-Надя (Laszlo Moholy-Nagy), выполненные им в период с 1922 по 1944 г.г. Мохой-Надь развил технику «фотограмм», начав масштабно использовать полупрозрачные, преломляющие свет объекты и добавив к естественному освещению «подрисовку светом» от фонарика.
![]() Фото © Laszlo Moholy-Nagy
Кроме того, Мохой-Надь первым начал фотографировать на длинной выдержке движущиеся светящиеся (или отражающие свет) элементы механизмов.
![]() Фото © Laszlo Moholy-Nagy ![]() Фото © Laszlo Moholy-Nagy
Этот прием впоследствии получил определение «lumino kinetic art». Известен снимок Мохой-Надя, выполненный в 1936 году, который называется «Light Painting on Hinged Celluloid»:
![]() «Light Painting on Hinged Celluloid» © Laszlo Moholy-Nagy,1936
Информация взята отсюда.
![]() Фото © Man Ray,1935 ![]() Фото © Man Ray,1935
Мэн Рэй выполнил несколько автопортретов, украшенных световыми завитушками. Однако, творческий потенциал подобного художественного приема в полной мере раскрылся только в нашем, двадцать первом веке. Забегая немного вперед, обратим внимание читателя на поразительный факт: в 2009 году известный американский фотограф Эллен Кэри (Ellen Carey), последовательница Мэн Рэя, при внимательном рассмотрении его автопортрета обнаружила среди хаоса световых линий автограф мастера! Общеизвестно, что выполняя рисунок светом лицом к камере, мы в результате получаем зеркальное отражение нашего рисунка. Кэри сделала зеркальную копию фотографии Мэн Рэя – и в глаза бросились четко прописанные крупные буквы М и R! Еще немного пристального внимания к абстрактному на первый взгляд рисунку, и глазам Эллен открылось удивительное зрелище – совершенно отчетливая витиеватая подпись «Man Ray».
Мастер зашифровал в своем произведении собственный псевдоним! И таким образом, стал первым в истории светохудожником, нарисовавшим буквы…
![]() Фото © Francis Bruguiere,1936
Американец с украинскими корнями, Натан Лернер учился в "Новом Баухаузе" у Мохой-Надя в конце сороковых годов. В 1938-39 годах Лернер сделал несколько интересных снимков:
![]() ![]() Автомобильные огни (это, видимо, первый опыт фотографирования столь популярных нынче car lights).
Американский фотограф Барбара Морган в 1940 году, вероятно, была первым светохудожником, попытавшимся отразить ритмическую структуру светового рисунка в каллиграфических узорах.
![]() Фото © Барбара Морган,1940 ![]() Фото © Барбара Морган,1940 ![]() Фото © Барбара Морган,1940
Забегая немного вперед, заметим, что Морган интересовалась светоживописью и в 1967 году, свидетельством тому эта фотография:
![]() Фото © Барбара Морган,1967
В сороковых годах продолжает свои эксперименты в арт-фотографии и Ласло Мохой-Надь:
![]() Фото © Laszlo Moholy-Nagy ![]() Фото © Laszlo Moholy-Nagy
Продолжает историю свтоживописи очень яркая звезда на фотонебосклоне – албанец Гьен Мили (Gjon Mili), эмигрировавший в США. В 1937 году Мили познакомился с профессором Гарольдом Эдгертоном, который стал первым использовать в фотографии стробоскоп и получил такие знаменитые снимки как «Капля молока», «Пуля, прорезающая карту» и многие другие. Гьен Мили, воодушевленный такими возможностями, подошел к творческому аспекту стробофотографии с большим энтузиазмом и стал одним из самых известных фотографов в Америке. Он показал миру всю красоту остановленного движения или серии остановленных в одном кадре мгновений (верхнее фото – 1942 год, нижнее – 1945).
![]() Фото © Gjon Mili,1942 ![]() Фото © Gjon Mili,1945
Снимая на длинной выдержке фигуристок во время тренировок, Мили прикрепляет к их конькам лампочки и получает фотографии, которые, пожалуй, впервые за всю историю светоживописи приобрели широкую известность у современников – благодаря публикациям в журнале “LIFE”:
![]() Фото © Gjon Mili,1945 на снимке – фигуристка Кэрол Линн (Carol Lynne) ![]() Фото © Gjon Mili,1945 на снимке – фигуристка Кэрол Линн (Carol Lynne)
Именно эти фотографии (и сотрудничество с “LIFE”) привели к тому, что в 1949 году Мили осуществил самый грандиозный прорыв в художественном восприятии светоживописи – он заинтересовал новыми возможностями Пабло Пикассо и сфотографировал световые рисунки маэстро!
![]() Фото © Gjon Mili,1949 ![]() Фото © Gjon Mili,1949 ![]() Фото © Gjon Mili,1949
Незадолго перед тем, как Пикассо и Мили сделали эти фотографии, в 1943 году американец Джек Делано (Jack Delano, урожденный Овчаров, его родители эмигрировали с Украины) сфотографировал на железнодорожных путях стрелочника, подающего сигнал «стоп» ярким фонарем.
![]() Фото © Jack Delano,1943
Также незадолго до фотосессии Пикассо, в 1946 году известный американский фотограф Гарри Кэллахан (Harry Callahan) сделал, по видимому, первый снимок, выполненный в технике “camera toss” («перемещение камеры»).
![]() Фото © Harry Callahan,1946
В 1949 г. американец немецкого происхождения, известный фотограф Андреас Фейнингер (Andreas Feininger), первым догадался сфотографировать увешанные электрическими лампочками увеселительные аттракционы с вращающимися деталями. С тех пор подобных снимков не делал только ленивый.
![]() ![]() ![]() Фото © Andreas Feininger,1949
Также Фейнингер известен классическим "кинетическим" снимком полета игрушечного вертолета с лампочкой на лопастях.
![]() Фото © Andreas Feininger
Американец швейцарского происхождения Герберт Маттер (Herbert Matter), основоположник графических коллажей в рекламе, в 1953 году провел забавный фотоэксперимент - он сменил пиджак и штаны перед камерой с открытым затвором. Свет, разумеется, был погашен, а на запястьях и щиколотках фотографа были закреплены электрические лампочки. Вот результат:
![]() Фото © Herbert Matter,1953
В некоторых источниках указывается, что нижеприведенный снимок, сделанный французом Жоржем Матье (George Mathieu) в 1957 году, также является примером светоживописи. Однако, нам не удалось найти никаких тому фактических подтверждений – Матье был известным каллиграфистом, свои картины он писал маслом, и фотографией не увлекался. Скорее всего, эта фотография – пример фотомонтажа. Однако – прекрасный монтаж!
![]() Фото © George Mathieu,1957
В 1975 году американка Эллен Кэри (Ellen Carey) публикует свои светоживописные автопортреты:
![]() ![]()
Вероятно, именно эти фотографии Кери подтолкнули другого известного американского фотографа Давида Лебе (David Lebe) к серии замечательных рисунков светом в 1976 году….
2012 © Сергей Чуркин
Что ещё можно сделать:
|
ОБЛОЖКА | СТАТЬИ | ШКОЛА | ФОТОКЛУБ | КОНКУРСЫ | ПРОЕКТЫ | ГАЛЕРЕЯ | КАТАЛОГ | ССЫЛКИ | ОПРОСЫ | О ЖУРНАЛЕ | ПОМОЩЬ САЙТУ | ФОРУМ | ПОИСК | ADMIN |
---|
Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства. |