ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN


Фото: © Константин Наумов


ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ МОЗГА




Статья принимает участие в Конкурсе статей о фотографии.


Надежда ЛАТУНОВА,
Италия

Введение
1. Исторический экскурс
2. Визуальное восприятие
   2.1 Глаз
   2.2 Структурная схема восприятия
   2.3 Пространственная частота, как основа восприятия
   2.4 Центры удовольствия
   2.5 Априорные представления
   2.6 Пролегомены зрения
3. Механизмы зрительного восприятия
   3.1 Группировка
   3.2 Максимальное смещение
   3.3 Контраст
   3.4 Изоляция
   3.5 Перцептивные решения проблемы
   3.6 Отношение к совпадению
   3.7 Порядок
   3.8 Симметрия
   3.9 Метафора
4. Глобальные различия восприятия, обусловленные культурой
5. Типы видения
6. Китч
7. Дух
Заключение




“Вы думаете, всё так просто? Да, всё просто. Но совсем не так”
Альберт Эйнштейн

Введение

Статья посвящена некоторым взглядам современной неврологии и нейрологии на процессы зрительного восприятия, применительно к фотографии. Также затронуты вопросы влияния культуры в целом и определённых навыков, прививаемых в процессе воспитания, на восприятие изображений. Рассмотрены некоторые типы фотографического видения, как внутренний инструментарий фотографа. Представлен взгляд с точки зрения морфологии мозга на такие явления как китч, духовные практики, навыки и умения фотографа.

Законы зрительного восприятия сформулированные на основе изучения деятельности мозга могут помочь разобраться с многими вопросами и даже раскрыть некоторые тайны. В конце статьи мы попробуем разгадать тайну улыбки Моны Лизы, основываясь на материалах статьи.

Исторический экскурс.

Искусство существует, наверное, с тех самых пор, как человек приобрел разум и осознал себя в мире (а по некоторым представлениям еще раньше).
Многие в прошлом думали об отношении искусства и человека, идентифицируя в искусстве тот же механизм поиска существенных характеристик вещей, который является одним из фундаментальных принципов функционирования нашего мозга.

Платон (427— 347 гг. до н. э.) считал работу художника выражением в материале «идей» лежащих в основе реализации всего сущего. Гегель (1770-1831 г) рассматривал искусство как проявление «абсолютного духа». В разные эпохи были созданы различные теории.
Сегодня нейробиология представляет научно обоснованные доказательства того, что в основе восприятия визуального искусства лежит деятельность определенных мозговых структур. Результаты исследований мозга в процессе восприятия произведений искусства привели к появлению новой дисциплины - нейроэстетики.
Многие исследователи и художники пытались найти основополагающие закономерности выражения красоты. Одним из первых, кто попытался дать строгий ответ, был Уильям Хогарт (William Hogarth). Причем в своей работе «The Analysis of Beauty» (1753 года) он писал, что прежде чем приступить к попыткам дать свою формулировку, он искал точные определения во всех доступных источниках и ничего не нашел.
Вопросами восприятия окружающего мира и, в том числе, произведений искусства занималась психология. Например, работы такого известного психолога как Рудольф Арнхейм (Rudolf Arnheim), в частности «Art and visual» (1954г.), « New Essays on the Psychology of Art» (1986г.) в значительной мере основываются на принципах гештальт теории.
Тот же вопрос, который в свое время был поставлен У. Хогартом — почему красивое — красиво, был рассмотрен выдающимся неврологом B. C. Рамачандраном (V.S.Ramachandran) в процессе исследования им феномена зрительного восприятия и работы областей мозга, участвующих в акте зрения. По его мнению, несмотря на наличие огромного разнообразия стилей и форм искусства в различных частях земного шара, существующих или существовавших в различные эпохи, есть универсальные принципы, которым подчиняется восприятие произведения визуального искусства, заложенные буквально в самой структуре мозга. Многочисленные научные данные подтверждают, что имеются некоторые объективные характеристики, делающие визуальный объект привлекательным для нашего взгляда (например, симметрия). Было обнаружено, что даже младенцы нескольких месяцев от роду также предпочитают смотреть на те лица, которые взрослые оценивают как привлекательные. Хочется еще раз подчеркнуть, что эти предпочтения появляются в очень раннем возрасте, до какого либо влияния окружающей культуры, что позволяет говорить именно о врожденных механизмах.
Рамачандран не отрицает значительного влияния цивилизации и культуры на процессы восприятия, но его исследования в области зрительного восприятия привели к формулированию некоторых общих закономерностей, которые могут быть приложимы ко многим областям искусства. (По версии журнала «Newsweek» B. C. Рамачандран назван одним из сотни самых выдающихся людей XX века). Результаты исследования изложены в книги «THE TELL-TALE BRAIN» (2010г.).
Визуальная информация обрабатывается мозгом человека, но ее источником является глаз человека. Прежде чем рассматривать работу мозговых структур, в нескольких словах опишем то, как процесс визуального восприятия рассматривает современная наука.

Визуальное восприятие

Глаз

По современным воззрениям человек получает при помощи зрения до 90% информации об окружающем мире. Процесс зрения исследовался различными науками, начиная с оптики и заканчивая психологией. Но оптика исследовала процесс зрения только до преобразования света в нервные импульсы, а психология склонна рассматривать человека как "чёрный ящик". В последние десятилетия особенный размах и значение приобрели работы по непосредственному исследованию нейронных структур мозга и их связей с процессами восприятия и мышления. В ходе исследований нейробиологами было показано, причем показано строго, с научными выкладками, что представление о том, что в глазу формируется изображение, а затем мозг непосредственно из него сразу создает образ - не соответствует действительности.
Свет, проходящий через оптическую систему глаза, попадает на глазное дно, покрытое светочувствительными клетками. Выделяют два основных типа клеток «палочки» и «колбочки». Палочки и колбочки распределены по поверхности глазного дна не равномерно — в центре много колбочек, а по краям поля зрения преобладают палочки.
Их функции различны.
Колбочки и палочки различаются по чувствительности к интенсивности света. Палочки чувствительны к низкому уровню интенсивности света (на работе палочек основано сумеречное зрение). Колбочки активны при ярком свете. Помимо этого, колбочки чувствительны к деталям, так как они в состоянии отличать незначительно различающиеся стимулы и на работе колбочек основано восприятие формы. В то время как палочки более быстродействующие и на их работе основано восприятие движения.
Другая фундаментальная разница между палочками и колбочками состоит в чувствительности к длине волны. На этом основано восприятие цвета. Колбочки, в отличие от палочек, специализируются на анализе длины волны. Поэтому колбочки называют рецепторами цвета.

Некоторые примеры, демонстрирующие вышеперечисленные особенности глаза.

В сумерках, когда количество света становится недостаточным для работы колбочек, мир становится черно белым и объекты в значительной мере теряют форму, представая в виде плоских силуэтов.

Мир видится нам цветным и объемным на самом деле только там, куда направлен взгляд.


Слева – кажущееся видимое изображение. Справа – реальное видимое в каждый момент времени изображение.


В нашем поле зрения всё, кроме центрального участка, размыто, тк высокая пространственная частота воспринимается только в центре поля зрения. Но благодаря постоянному перемещению взгляда, мы воспринимаем всю картинку как резкую.

Поскольку центральная часть поля зрения занимает относительно небольшую площадь, первоначально изображение воспринимается нами обобщенно, так, как если бы его пространственная частота была достаточно низкой. Затем по мере сканирования взглядом всей картины добавляются детали, имеющие высокую пространственную частоту. Фотографы часто говорят о впечатлении, производимом изображением «по пятнам», имея в виду устранение деталей и рассмотрение фотографии с максимально заниженной пространственной частотой.

Яркий пример распределения функций зрения можно получить, представив себе, как видит мир водитель автомобиля. Центральным зрением, куда направлен его взгляд, он различает малейшие детали, цвета, взаимное расположение объектов. Периферийным зрением детали воспринимаются более размытыми, менее цветными, скорее даже тенями и силуэтами. Зато на периферии зрения глаз легко замечает наличие движения.

Структурная схема восприятия

Абстрактная модель восприятия, сформулированная Девидом Марром (1982 г.), состоит из трех этапов.
На первом этапе условно названным «Двухмерный» (2D) анализируются физические характеристики, базирующиеся на поступающих сигналах (интенсивность света, пространственная частота, контраст и тп).
На втором этапе названным «2,5D» добавляется информация о глубине и движении с точки зрения наблюдателя, на основе видимых наблюдателем элементов.
На третьем этапе «3D» объект полностью идентифицируется как полностью трехмерный, включая все наши представления об объекте.

Однако кроме абстрактной модели существуют и другие.

В ходе исследований зрения было выяснено, что визуальная информация обрабатывается «раздельно», то есть на отдельных этапах обработки вычленяются различные аспекты увиденного. Было открыто существование различных функциональных областей, каждая из которых отвечает за определенные стимулы. Например, область, специализирующаяся на анализе движения, контраста, расположения в пространстве; область, специализирующаяся на анализе формы и цвета. При этом область, чувствительная к движению, не чувствительна к цвету. И наоборот, область, чувствительная к цвету, не различает движения.
В процессе восприятия зрительного образа, системы зрительного восприятия отвечает на вопрос «что мы видим?» и «где это находится?», решая, таким образом, задачу распознания объектов и пространственной ориентации.

Исследования нейронных структур мозга позволили выделить основные пути прохождения информации от зрительного нерва через мозг.


ВТД - верхняя теменная долька
ВВБ - верхняя височная борозда
ВИ — веретенообразная извилина
ВБ - верхний бугорок
17 - первичная зрительная кора
(из книги V.S. Ramachandran «THE TELL-TALE BRAIN» (2010))
на схеме условно показан путь информации от глаза через отдельные области мозга


Существует так называемый «Старый путь». Он проходит в середине мозга и отвечает за первоначальное распознание пространственных аспектов, т.е. где находится объект, а не что он собой представляет. При этом анализируются такие параметры как местоположение объекта, форма пятен, пространственная частота, цвет. Таким образом «Старый путь» отвечает преимущественно на вопрос «где?». «Новый путь» продолжает отвечать на вопрос «где?» и добавляет ответ на вопрос «что?».
Следует отметить, что старый путь восприятия зрительной информации проходит «помимо сознания», те мы не осознаем того, что замечаем определенные моменты, но реагируем на них. В частности, если у человека поврежден «Новый путь», но сохранен «Старый путь», он будет утверждать, что не видит светового пятна перед собой, но если попросить его дотронуться до возможного местоположения пятна, то он дотрагивается вполне точно. Также такой человек не видит, какого цвета пятно, но если попросить его предположить возможный цвет, то он называет именно тот цвет, который спроецирован перед ним. Такое расстройство зрения называется «Синдром видящей слепоты». (Интересно было бы попросить его нарисовать что-нибудь, но мне не известно, производились ли подобные опыты.)
Новый путь условно подразделяется на 2 подпути. «Где?» (физические характеристики стимула — пространственная частота, расположение в пространстве, цвет) и «что?» (анализируется детали, производится распознание объектов и оценка их значения).
Кроме того, выделяют еще один дополнительный «третий» подпуть, который не проходит через опознание объекта, но непосредственно связан с эмоциональной сферой и позволяет мгновенно реагировать на ситуацию.
Дальше оба пути отправляются в другие специализированные области коры головного мозга, специализирующиеся на управлении и организации информации, извлекаемой из памяти для идентификации объекта.
Считается что путь, отвечающий на вопрос «что?» ответственен за сознательное распознание стимулов, а путь «где?» - за бессознательное восприятие и автоматику действия.

Нейробиологи рассматривают процесс визуального восприятия как работу многих специализированных областей мозга. Учеными были обнаружены не менее 30 областей мозга, принимающих участие в обработке информации, поступающей по зрительному нерву. Модель процесса видения является модульной. Можно предположить, что каждый модуль специализирован для обработки конкретного свойства, в силу селективности к параметрам сигнала, который поступает от глаза. Специализирующиеся в различных методах обработки клетки группируются вместе в анатомически идентифицируемых отсеках. Причем обрабатывают они информацию не изолированно, между ними существует множество сложнейших связей. Отдельно стоит заметить, что эти связи не образуют линейный путь от зрительного аппарата до формирования окончательного «образа», имеется множество обратных связей между разными областями мозга, участвующими в визуальном восприятии.

Зрительный аппарат — это зрительный центр (глаз) плюс специализированные зрительные области мозга, к которым он подключается прямо или косвенно. Обработка информации осуществляется одновременно во всех зрительных модулях в темпе процесса. В целом работа зрительного аппарата характеризуется набором параллельно работающих перцептивных систем и временной иерархией в визуальном восприятии. Стратегия параллельной обработки информации поступающей от зрительного центра корениться в необходимости получения различной информации при получении знаний о различных атрибутах.


Диаграмма Дэвида ван Эссена (связи между областями мозга, участвующими в визуальном восприятии)
Иллюстрация из книги «THE TELL-TALE BRAIN» V.S.Ramachandran

Чтобы понять процесс восприятия ученые исследуют то, за какие элементы восприятия отвечает каждая область и каким образом они связаны между собой.



Определенные области мозга, как было показано в ходе многочисленных исследований, реагируют на определенные группы стимулов. Обнаружено что различные группы нейронов по-разному реагируют при взгляде на лица людей, части тела (руки, ноги и т.п.), объекты, места. Причем установлено, что реакция на лица или части человеческого тела заметно сильнее.


На рисунке изображены области мозга связанные с
1 — узнаванием мест
2 — восприятием лиц
3 — восприятием цвета
(из книги Chris Frith «Making up the Mind: How the Brain Creates our Mental World»)



Связи между нейронами, образующими соответствующие области, а так же связи между областями постоянно развиваются. Мозг остается пластичным на протяжении всей жизни. Чем больше практикуется соответствующая область мозга, тем больше в ней происходят структурные изменения. Таким образом, морфология мозга оказывается зависимой от практики. В ходе экспериментов было показано, что постоянная практика в каком-либо роде деятельности вызывает у разных людей сходные изменения в морфологии мозга. Очевидно, что и занятия визуальными искусствами так же влияют на специфику формирования мозговых структур.

Пространственная частота, как основа восприятия

Процесс распознания объекта начинается еще до того, как сигнал от зрительного нерва поступит в область «что?». Можно рассмотреть этот процесс следующим образом.
На начальной стадии зрительный анализатор выделяет низкие пространственные частоты из изображения. Но несмотря на то, что при этом распознание объекта не происходит, тем не менее происходит оценка важности поступившей информации. Если информация не вызвала эмоционального отклика, то дальнейшее распознание может и не производится. В противном случае, зрительный анализатор начинает выделять все более высокие пространственные частоты, детализируя изображение, и это уже происходит в областях мозга, связанных с распознанием и выделений отличительных свойств объектов. Именно на этой стадии происходит извлечение семантической информации.
Различают два механизма распознания объектов, именуемые «botton-up» и «top-down». Первый из них производит сравнение модели полученной при восприятии зрительных стимулов на достаточно низкой пространственной частоте с моделями, хранящимися в памяти. Если совпадения не достигнуто, тогда вступает в действие второй механизм — из памяти выбирается наиболее подходящая модель и путем увеличения пространственной частоты восприятия, производится проверка «а не это ли мы видим?». Эти процессы циклически повторяются до получения удовлетворительного результата.

Центры удовольствия

Возникает вопрос, как же связаны зрительные пути с эмоциональным восприятием. Для начала рассмотрим структуры мозга, отвечающие за эмоции, удовольствие, страх и т.п.


На рисунке отображена часть лимбической системы мозга, участвующая в эмоциональном восприятии и формирующая положительные и отрицательные эмоциональные стимулы. Эта система осуществляет регулирующие функции дофаминового цикла и сигналы, циркулирующие в ней, напрямую связаны с положительной и отрицательной оценкой обрабатываемой информации. Информация, проходящая через модули зрительного восприятия, попадает в миндалевидное тело, где происходит эмоциональная оценка, точнее принимается решение о том, насколько эмоционально значима поступившая информация. В случае, если решение положительное, активируется гипоталамус для принятия мер и поступает сигнал в систему удовольствия/неудовольствия.
Таким образом, еще до окончания формирования зрительного образа уже вырабатывается его эмоциональная оценка. Примечательно, что рассматривая одно и то же изображение, например человеческое лицо, в зависимости от того опознаем мы его как «приятное» или «не приятное» задействуются различные части мозга отвечающие за соответствующие эмоции. Кроме того, в ходе экспериментов было показано, что переключение внимания с распознания одного стимула на другой вызывает сигнал, поступающий в переднюю долю поясной извилины мозга, являющейся частью эмоциональной системы.

Априорные представления

Распознающие структуры мозга, просто с целью экономии, имеют заложенные на достаточно глубоком уровне стереотипы восприятия. Частично это инстинктивные знания, сформированные у нас за миллионы лет эволюции. Например, взглянем на эту картинку.


Часть кружков воспринимается как выпуклости, а часть как вмятины. В верхнем ряду два крайних кружка видятся выпуклыми, а средний вмятым. Это связано с тем, что взгляд привык к тому, что источник света находится вверху. Если перевернуть экран вверх ногами (а вы попробуйте) то те шарики, которые мы видели выпуклыми, станут ямками и наоборот.
В течение многих миллионов лет на нашей планете был только один основной источник света – Солнце. А солнечный свет в основном падает сверху. Это значит, что вогнутые объекты будут темнее сверху и светлее снизу, в то время как выпуклые объекты будут светлее сверху и темнее снизу. Это простое правило жестко прописано в нашем мозгу.

Второй пример


Мы можем видеть один из рядов выпуклым, второй вмятым. А, представляя себе свет слева или справа, менять местами выпуклость и вмятость. Но мы не можем видеть одновременно оба ряда вмятыми или выпуклыми. Это работает еще один зрительный стереотип об источниках освещения.

Но на «самом деле» нет, ни выпуклости, ни впадин, есть просто градиентная заливка кружков на сером фоне. Однако мы видим не то, что «есть», а то, что достраивает наш мозг.

Пролегомены зрения

Еще Чарльз Дарвин в книге «The expressions of emotions in man and animals» (1872г.) предположил, что эмоциональная сфера зародилась в процессе эволюции, как ответ на действия или состояния способствующий адаптации к внешнему миру и таким образом повышавшему шансы на выживание.

Зрение предназначено, прежде всего, для восприятия информации из окружающего мира, которая необходима для адаптации и выживания, как конкретной особи, так и вида. В процессе эволюции те визуальные стимулы, которые были особенно важны для адаптации, оказались способными воздействовать на человека на подсознательном уровне, минуя этапы сознательного распознания и не обращаясь к таким системам, как память, семантика и т.п. Система визуального восприятия формирует определенные патерны для распознания некоторых групп и типов визуальных стимулов. Это позволяет быстро опознать увиденное и вызывает соответствующие ассоциации.
Наше зрение приспособлено для распознания в окружающем мире «важных» объектов, то есть таких, которые угрожали жизни или наоборот помогали выжить и оставить потомство. Причем нужно иметь в виду, что далекие предки человека обитали в условиях сильно ограниченной видимости (в лесу). Жизненно важным было обнаружить опасность скрытую ветками, стволами и листьями по тем элементам, которые удавалось заметить сквозь них. Так, увидев в просветах листвы несколько пятен характерного цвета, нужно было сложить их вместе и понять, что это, например, лев и немедленно броситься бежать. Также было жизненно важным сориентироваться в пространстве, что бы схватиться за нужную ветку.
В процессе эволюции предки человека, перейдя к питанию плодами и фруктами, приобрели необходимость совершенствования восприятия цветов, чтобы различать зрелые плоды и листья, питательная ценность которых имела цветовой код в различных оттенках зеленого, коричневого и желтого, что послужило толчком для возникновения изощренной системы цветового зрения. Возможно этот же механизм различения ярких пятен, когда предки человека передвигались еще на четырех конечностях, эволюционно был приспособлен для определения самки, готовой к спариванию, по набуханию и окрашиванию ягодичной области, которая становилась похожей на спелый фрукт. И теперь, когда глаз человека реагирует на красный цвет, срабатывает древний механизм.

Таким образом, для человека было жизненно важным развитие зрительных механизмов, помогающих определять формы и контуры, различать цвета и группировать их, ориентироваться в пространстве, замечать движение.

Не вся эстетика, но заметная часть её в своей основе имеет срабатывание этих древнейших "программ". Если какой-то зрительный механизм помогал спастись/насытиться/спариться, то в процессе эволюции он закреплялся в потомстве на генетическом уровне и его срабатывание откликается в мозге и по сей день.

Мы поговорили о некоторых иллюзиях, связанных с нашими представлениями о зрении:
- Глаз воспринимает мир не таким резким, по всему полю, как нам кажется.
- Процесс видения происходит не в глазе, а в мозге.
- На процесс восприятия оказывают влияние привычки, шаблоны и другие средства экономного восприятия.
Очень кратко коснулись предназначения механизмов зрения и того, как сформированные в процессе эволюции программы зрения влияют на процесс визуального восприятия и по сей день.

Чтобы понять работу этих механизмов, рассмотрим некоторые из них их подробнее.

Механизмы зрительного восприятия

Группировка

Группировка это стремление визуальной системы объединить однородные элементы изображения. Изначально зрительный механизм группировки был предназначен для узнавания скрытых за завесой веток и листьев объектов. Поэтому иногда говорят о перцептивной группировке — группировке с целью опознания. Для фотографа это значит - включая в кадр элементы близкие по цвету или группируя даже вовсе разнородные предметы так, чтобы их линии и/или пятна дополняли друг друга, фотограф вызывает срабатывание древнейшего механизма. И это нравится зрителю.

Рассмотрим возможные типы группировки.

1. Группировка по пятнам.

Сгруппированные пятна образуют одну фигуру.


Фото: © Алина Нилова


Если мы посмотрим на фотографию, то, по началу, это набор случайных черных пятен, но через какое-то время мы начинаем группировать пятна друг с другом и в результате у нас вырисовывается лицо. Наш мозг как бы склеивает пятна вместе, чтобы сформировать один объект. Удача группировки доставляет удовольствие, и мы восклицаем «Ага!», как если бы мы решили какую-нибудь задачку. Именно такие вот «Ага!» лежат в основе эмоционального воздействия изображения. «Ага!» это сигнал о том, что мозг обнаружил нечто важное, когда-то служившее повышению шансов выжить и оставить потомство.

2. Продолжение.

Графические элементы, которые предполагают зрительное продолжение контура, скорее всего, будут сгруппированы вместе.


Фото: © Ян Саркисян



Механизмы, позволяющие зрению выделять однотипные элементы изображения, срабатывают даже в том случае, если в результате не происходит распознание конкретного объекта, но само по себе их срабатывание привлекает внимание и доставляет определенное удовольствие. Мозг наслаждается группировкой однотипных элементов. Это доставляет удовольствие так же, как было приятно группировать выше из пятен лицо.
Есть ли какая-то логическая причина для такой группировки? Да. Группировка развилась, что бы преодолеть камуфляж и заметить объекты среди хаоса.

Именно таким образом работают:

3. Группировка по цвету.


Фото: © Дмитрий Зверев



4. Группировка схожих форм.


Фото: © Юрий Гавриленко



5. Соединение линий, разнесенных в пространстве изображения.


Фото: © Михаил Зайцев



Максимальное смещение

Суть этого закона в том, что мозг реагирует на преувеличенные раздражители.
Закон максимального смещения можно сформулировать следующим образом — перцептивные структуры мозга имеют в своем распоряжении обобщенные модели и, рассматривая конкретный объект, мы выясняем, чем он отличается от обобщенной модели. Мозг фиксирует в зрительном акте не столько саму модель, сколько именно эти отличия. Если это различие искусственно подчеркнуть, мы получим намного более сильный отклик в сознании.
При этом не столь важно даже то, положительное или отрицательное отличие подчеркивается. Отрицательные эмоции так же, если не более, притягательные, как и положительные, так как вызывают более сильную реакцию мозга. В конце концов, спастись от опасности всегда было важнее, чем насытиться или спариться. Если не поел сейчас — поешь потом, а если съели тебя — никакого потом уже не будет.

Можно подчеркивать различные моменты:

1. Если подчеркнуть характерные особенности объекта, доведя их до абсурда, мы получим карикатуру


много ли ты знаешь об обнажённой натуре, мальчик
Фото: © Андрей Пашис


2. Если же характерные черты подчеркнуть, не доводя до гротеска, то получим харАктерное изображение.


Фото: © Леонид Тугалев


3. Если выделить сам момент различия и изобразить его в отрыве от объекта, мы получим сюрреалистичное или даже абстрактное искусство максимально впечатляющее зрителя, но при этом оставляющее его в недоумении.


Фото: © Валерий Самарин


4. Сверхакцентрированное изображение вызывает определенные эмоции настолько сильные, что, вне зависимости от того, положительные они или отрицательные, изображение цепляет взгляд.


Фото: © Гидулянов Александр



Контраст

Закон контраста основан еще на одном свойстве механизма зрения — замечать относительно неожиданную смену характеристик находящихся рядом областей. Зрительная система гораздо сильнее реагирует на разность раздражителей, чем на сам раздражитель. Это помогает различать находящиеся рядом объекты.

Рассмотрим различные виды контраста.


1. Свет и тень


Фото: © Эдуард Зенчик


2. Различные фактуры.


Белые одежды
Фото: © Борис Гончаров


3. Глубина


Фото: © Виктор Гинзбург


4. Различные цвета


Фото: © Григорий Кеслер


5. Контраст концепции.


Фото: © Эдуард Зенчик



Изоляция

Мозг имеет различные модули для восприятия цвета, формы, движения и т.п.
Происходит постоянное соревнование за ограниченные ресурсы внимания, и одновременно мы можем сосредоточиться только на одном аспекте или на одном свойстве изображения. Связанно это с тем, что только небольшая группа нейронов может иметь максимальную активность в каждый момент времени. Постоянное переключение внимания на различные детали или аспекты изображения мешает развиться действительно сильному отклику какого-либо модуля зрительного восприятия. Поэтому максимальный отклик будет в том случае, когда зритель видит и воспринимает некоторое свойство или качество изображенного объекта в определенной мере изолированно.

В санскрите существует слово «раса», которое можно перевести примерно как «схватывание самой сути чего либо». Схватить эту самую суть проще всего, если всё остальное минимизировать. Например, контурный рисунок может привлечь внимание больше чем детализированное подробное изображение. Точно также черно белое изображение позволяет больше сосредоточиться на передаче форм, чем цветное. Минимальная детализация и минимальное использование цвета позволяет более выразительно передать движение. И тому подобное. Именно такой стратегии придерживались импрессионисты во многих своих работах, например – пожертвовать контурами, чтобы сосредоточить внимание зрителя на цвете.

Рассмотрим некоторые примеры изоляции.

1. Форма


Фото: © Александр Шахабалов

2. Силуэт


Фото: © Константин Наумов

3. Линия


Фото: © Валерий Самарин

4. Движение


Фото: © Наталия Тихонова

5. Цвет


Фото: © Сергей Вараксин

Перцептивные решения проблемы

Конечной целью работы зрительного аппарата является узнавание. Но узнавание не происходит мгновенно. Зрительный анализатор обнаруживает знакомые черты и достраивает недостающие элементы по памяти или в воображении. Каждый этап такого последовательного распознания вызывает свое маленькое «Ага!» Таким образом, последовательное узнавание более эффективно для привлечения внимания, чем показать зрителю весь объект сразу. Так эффектней изобразить, например, полускрытое под прозрачной одеждой тело, чем полностью обнаженное. Или же эффектной оказывается фотография из разряда «загадочных картинок», где взгляд зрителя должен найти и угадать каждого из персонажей, растворяющегося в нечеткости, деталях и прочих загадках.


Фото: © Сергей Чубаров

Особенно интересной оказывается работа распознающего аппарата в том случае, когда на одном и том же изображении мы можем «распознать» разные изображения или разные интерпретации одного и того же изображения. Переключение между разными распознаниями увеличивает степень эмоционального воздействия изображения, в силу того, что для распознания различных вариантов изображения оказываются задействованы различные области мозга, каждая из которых отвечает за определенный вариант перцепции. Каждый акт узнавания формирует свое собственное «Ага!», а переходы между ними задействуют дополнительный механизм удовольствия, отвечающий за переключения внимания.


Фото: © Сергей Ворошилов

Отношение к совпадению

Мозг человека с недоверием относится к ситуациям, вероятность которых в жизни достаточно мала. Например, абсолютно симметрично расположенные объекты вызывают ощущение искусственности, прежде всего потому, что увидеть их одинаковыми можно с одной единственной точки наблюдения. А мы привыкли рассматривать мир с достаточной долей случайности. Для фотографа это обозначает, что нужно избегать неоправданной по сюжету симметрии и слишком точного совпадения объектов и линий. С другой стороны в фотографии удачные совпадения зачастую рождают неожиданные визуальные эффекты, когда объекты находящиеся далеко друг от друга начинают взаимодействовать за счет проекции на общую плоскость.



Фото: © Юлия Евдокимова

Порядок

И здесь мы вновь встречаемся со стремлением мозга к экономной работе.
На этом основано стремление к правильности или предсказуемости элементов изображения. Именно поэтому криво висящая картина раздражает глаз, и вообще отклонение от ожидаемого вызывает неприязнь.
Встретив несколько повторяющихся элементов, мозг достраивает их ряд и когда встречает в изображении подтверждение своему предположению - это доставляет удовольствие. Этот закон лежит в основе восприятия ритмов, повторяющихся узоров. Совсем не обязательно полное и точное совпадение. Слишком равномерное построение выглядит скучным, но наличие упорядоченности притягивает взгляд, а небольшое нарушение привлекает дополнительное внимание, внося изюминку.


Фото: © Григорий Кеслер

Симметрия

Выше мы писали про отношение к симметрии в расположении элементов. Но оказывается что совсем другое дело симметрия отдельного элемента. Симметричные объекты выглядят красиво и привлекают взгляд. Связано это опять же с работой распознающих модулей зрительного аппарата. В природе живые существа, как правило, обладают симметрией, в отличие от большинства неживых объектов, и в то же время обнаружить живое существо всегда было задачей первейшей важности, будь то хищник, жертва или представитель противоположного пола своего же вида. Поэтому симметрия привлекает взгляд, а то, что она выглядит красиво, связано именно с последним пунктом. Дело в том, что многие болезни вызывают нарушение симметрии лица или тела. И тот, кто выбирал в качестве партнера «более симметричного», имел больше шансов оставить здоровое потомство.


Фото: © Борис Гончаров

Метафора

Метафора в визуальном это соединение смыслов порождаемых различными уровнями восприятия, когда визуальное сходство дополняется смысловым, усиливая экспрессивность изображения и вводя дополнительные обертоны. Ученые предполагают, что зрительная метафора распознается отвечающим за интуицию и эмоции правым полушарием еще до того, как мыслительный процесс и словесные объяснения будут расшифрованы в левом. Чем больше уровней метафоры в изображении, чем богаче связь между ними - тем лучше.


"Эти десять эманации исходят одна от другой. В тексте написано, что они соответствуют десяти пальцам рук. Первая эманация носит название Венец, и ее можно сравнивать с лучом света..." Х.Л.Борхес
Фото: © Надежда Латунова

Хочется еще раз подчеркнуть, что вышеприведенные законы являются всеобщими, те действующими для любого человека, вне зависимости от его культурной принадлежности, образования или художественных пристрастий. Все они, как было показано в ходе исследований нейрологами и неврологами работают непосредственно на уровне мозговых структур еще до того, как воспринимаемый зрительный образ будет осознан.

Глобальные различия восприятия, обусловленные культурой

Наиболее глубинные механизмы восприятия были сформированы еще у далеких предков человека и сходны для всех представителей вида хомо сапиенс. Но получаемая в результате работы мозговых структур информация обрабатывается в сознании в соответствии с присущей конкретному человеку культурой восприятия. Которая определяется, в свою очередь, культурной средой, воспитанием и образованием. Культурные различия - понятие очень общее. Они включают в себя, в частности, отсылки к сформировавшей человека культуре на уровне понятий и представлений, формируя его эстетические предпочтения и понимания культурного контекста (символика цвета, восприятие аллюзий, цитат...). Существуют и более глубокие моменты, буквально действующие на уровне физиологии, в том числе и влияющие на механизм работы зрительного восприятия. Более того, культурная среда, воспитание и опыт могут накладывать на человека ограничения уже на сознательном уровне и то, что вызывает у него неосознанный эмоциональный отклик, будет заблокировано на уровне сознания, и он будет СЧИТАТЬ это не красивым, но подсознательно воспринимать как эстетически привлекательное. Культурный контекст, в котором находится человек, определяет, и в очень значительной мере, не только то, ЧТО человек подумает об увиденном, но и то, КАК именно он будет воспринимать художественное произведение.

1. Европейский тип и Азиатский тип

Глобальные различия культур Европы и Азии отразились на формировании стратегий зрительного восприятия представителей обоих культур. Можно говорить о разделении на две большие группы - Европейский тип и Азиатский тип. Люди на Западе, как правило, используют аналитическую стратегию для обработки визуальной среды, а люди на Востоке предпочитают использовать стратегию целостного восприятия. Эти отличия не определяются генетически, а формируются на основе социального опыта, приобретаемого в условиях определенной культуры. Таким образом, стратегия восприятия у рожденного в Европе азиата скорее ближе к европейской, нежели азиатской. Для европейцев оказываются более интересны сложные детализированные композиции, предполагающие достаточно затейливую траекторию взгляда. Тогда как для азиатов важнее целостное впечатление производимое фотографией.

Учеными из университета Глазго было проведено исследование в 2008г., в ходе которого были получены данные о перемещении взгляда уроженцев западной Европы и восточной Азии, рассматривавших предъявляемые им изображения лиц незнакомых людей. Было установлено, что в независимости от того, чье лицо было показано, европейцы и азиаты по разному концентрировали внимание. Все без исключения европейцы в ходе рассматривания лиц, концентрировались на классическом треугольнике — глаза, рот. В то время, как азиаты смотрели преимущественно в центр лица в районе носа, относительно слабо перемещая взгляд, что дает им возможность воспринимать лицо в целом. Предполагается что такое отличие связано с тем, что в восточноазиатской культуре прямой взгляд в глаза считается грубостью.

2. Асимметрия восприятия

Привычки и навыки человека так же оказывают достаточно большое влияние на создание и восприятие художественного произведения. Привычка образованного человека к чтению текста в определенной последовательности вырабатывает у него устойчивый навык движения взгляда именно в этом направлении. Возможно именно поэтому, и это подтверждают многие ученые, у детей и людей малообразованных, различие в направление восприятия носит скорее индивидуальный, чем системный характер. В то же время, ориентируясь на людей привыкших много читать, учитывать то, что взгляд входит в картинную плоскость слева и движется направо (для европейцев), скорее всего, стоит. Для тех, кто привык читать справа налево - ситуация будет обратной. Можно взглянуть на работы азиатских фотографов и художников.


Японская живопись XIX – начала XX века


Фото: © Дон Хонг-Oай (Don Hong-Oai)

Такое различие приводит к тому, что одни и те же объекты, или даже просто пятна, будут иметь различный «вес» и по разному восприниматься в зависимости не только от того, в какой части снимка они находятся, но и от того, кто смотрит на изображение.

Для примера рассмотрим картину известного японского художника.


Обезьяна на дереве
Хасэгава Тохаку

Когда я смотрю на эту картину, я вижу обезьяну, уносящуюся куда-то вдаль, по своим обезьяньим делам. А теперь попробуем отразить эту картину зеркально по горизонтали, чтобы почувствовать то, что чувствует зритель, привыкший к другому направлению движения взгляда. Когда я посмотрела на отраженное изображение, я, наконец, увидела — что же хотел показать художник. Обезьяна несется на нас, буквально выпрыгивая из плоскости картины, ее когти направлены в нас и смысл картины полностью поменялся. И, соответственно, изменились эмоции, вызываемые картиной.



Типы видения

Выше было изложено преимущественно то, как фотография воздействует на зрителя. А теперь хочется поговорить об инструментарии фотографа, благодаря которому он создает свои фотографии. Но инструментарий этот внутренний. Сьюзен Сонтаг в своей книге «О фотографии» упоминает статью Мохой-Надь опубликованную в 1936 году, в которой он пишет, что занятие фотографией создает и развивает восемь особых типов видения: абстрактное, точное, быстрое, медленное, усиленное, сквозное, одновременное и искаженное.


Фото: © Антон Терещенко

При первом взгляде на эту фотографию мы видим "портрет в интерьере". Но натренированный взгляд видит здесь гораздо больше. В то же время и фотографу необходимо долго развивать видение и практические навыки, что бы уловить возможность и реализовать ее точно в нужный миг.

Рассмотрим эту фотографию с точки зрения приведенных выше типов видения.

1.Абстрактное.
Форма пятен, их взаимное расположение выстраивают свой собственный узор, задавая пластику изображения и управляя взглядом зрителя. Эта форма помогает раскрытию сюжета и сама по себе участвует в процессе зрительного восприятия.

2. Точное.
Выверенность линий композиций, особенно трудная в условиях тесного пространства и широкоугольной оптики, реагирующей на малейшее изменение направления объектива. Фотограф даже умудрился в ПВУ включить в отражении машинку, добавляющую сюрности кадру.

3. Быстрое.
Фотограф четко среагировал на проходящих в окне людей и разворот модели.

4. Медленное.
Волей фотографа объединены несколько процессов, происходящих в разном темпе. Движение в комнате остановлено, застыло. Развитие сюжета идет от застывшей навсегда картины через замершую перед фотографом девушку к мимолетности движения за окном.

5. Усиленное.
Решительная диагональ, образованная рукой, подоконником и тенью, в сочетании с искажением масштаба, придающим дополнительную динамику, и смелое применение контраста с заменой тональных переходов на чисто черные и белые области помогают создать впечатляющую фотографию.

6. Сквозное.
Кадр имеет множество связей самых разнообразных направлений.
Картина на стене представлена как проекция сознания персонажа, об этом говорит изображение пучка света, исходящего из головы и образующего на стене эту самую картину.
Люди на картине почти в точности повторяют контуры идущих за окном. А дополнительным объединением ирреальности этих двух картин служит сюрреальность перекличек машинки на картине и плывущей в столбе света машинки в ПВУ.
Кружева скатерти образуют перекличку с узором плитки и рисунком окон домов на картине, объединяя реальности картины на стене и картины за окном в реальность столика кафе. Образуется не просто картина в картине, а фотография становится картиной о связи трех картин — за окном, на стене и самой фотографии. Рекурсия...
Множество ритмов образуют сложную структуру в кадре. Можно также выделить перекличку линий пальцев руки и складок салфеток.

7. Одновременное.
В кадре соединены несколько процессов. Это - неспешное времяпровождение за столиком кафе, ритм шагов за окном, движение автомобилей и время, замершее на картине. Взгляд фотографа фиксирует тот самый «решающий момент» в котором они совпадают, складываясь в законченное изображение.

8. Искаженное.
Фотографу удалось использовать оптическое искажение для создания цельного фотографического образа. Соотношение масштабов и характер передачи пространства широкоугольной оптикой создают искажения, которые играют на тему, за счет общего "понимания" подсознанием сюрности и условности показанного пространства.

Фотография поддерживает и совершенствует нашу наблюдательность и более того, занятие фотографией трансформирует механизм зрительного восприятия. Последние исследования в области неврологии (нейрологии) указывают на то, что определенные типы занятий приводят к изменению морфологии мозга, физически формируя механизм восприятия. Таким образом, профессионализм находит отражение не только в информационной структуре мозга, но и меняет его физически, обеспечивая навыки и умения фотографа не только на уровне информационных структур, но и совершенствуя "аппаратную часть".

Китч

Когда мы говорим о работе системы зрительного восприятия, то нужно еще раз подчеркнуть многокомпонентность этой системы. Причем срабатывание «Ага!» может произойти в каждом из модулей. Чем больше таких модулей окажется увязанных в единое взаимодействие, тем более сложную структуру связей задействует мозг. Это отличает произведение «высокого» искусства от китча. Механизм узнавания «Ага!» на разных этапах восприятия играет роль прелюдии для формирования целостного впечатления от фотографии. Чем сложнее, тоньше и интереснее прелюдия, тем дальше произведение от понятия китча. И наоборот. Китч действует прямолинейно и его восприятие («Ага!») лежит на поверхности. Человек, привыкший к китчу, может научиться ценить настоящее искусство, но человек, ценящий высокое искусство - к китчу уже не вернется. «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние» А. Эйнштейн

Дух

Выше мы говорили о сложной структуре аппарата зрительного восприятия с множеством модулей и связей между ними. Конечно, мозг представляет из себя (с точки зрения обработки информации) намного более сложную структуру, но общий принцип - модулей и связей между ними, сохраняется. Именно поэтому для фотографа, да и вообще любого деятеля искусств так важно духовное совершенствование. Занимаясь любыми практиками, будь то медитация, музыка, йога, литература, выставки, музеи и т.п. мы формируем соответствующие структуры мозга и нарабатываем определенные связи между ними. Более того, известно, что практики изменяют морфологию мозга и соответственно меняется предрасположенность и способность человека к определенным видам деятельности. Никакая деятельность мозга не является в полной мере изолированной и чем больше количество задействованных модулей, чем богаче и разнообразней связи между ними, тем полнее человек может реализовать себя. Различным сторонам деятельности сознания вполне реально соответствуют физически различные участи человеческого мозга, и в ходе исследования было доказано, что угасание или травмы, приведшие к ограничению деятельности одних участков, освобождают энергию и позволяют другим участкам работать так интенсивно, как никогда ранее. Известны случаи пробуждения способностей к рисованию, написанию стихов и т.п. у людей с ограничением функций мозга - у детей аутистов, после травм мозга, у людей с развитием старческой деменции и даже искусственно вызванным ограничением деятельности некоторых мозговых структур в ходе экспериментов над добровольцами.

Заключение

Работа мозга состоит в том, чтобы из огромного количества поступающей информации сформировать целостность восприятия. Модули зрительного восприятия превращают поток информации от рецепторов глаза в символы, понятия и образы. Мозг вычленяет из бесконечно меняющегося потока данных информацию о сущности объектов. Но ведь именно этим и занимается художник, воплощая в произведении искусства те или иные аспекты видимого. Возможно, именно в этом и состоит отличие произведения искусства от просто видимого мира – в том, что отдельные черты видимого мира художник представляет преобразованными в унисон работе мозга, очищенными от случайных примесей и более готовыми для формирования образа, чем обыденная действительность.

(1. Низкая пространственная частота 2. Оригинал 3. Высокая пространственная частота)

В центре оригинальное изображение, справа контуры выделены, а слева наоборот, размыты. При этом узнать лицо на правой картинке даже легче чем в центре, но левая картинка живее и улыбка на ней живёт как бы сама по себе (привет чеширскому коту). В чём отличие этих трёх изображений? В том, что они «обращены» к различным областям мозга. Точнее к различным модулям зрительного восприятия. Все части мозга отвечающие за зрение могут отправлять сигналы в лимбическую систему мозга, вызывая различный эмоциональный отклик. На данном примере мы видим, что чёткие контуры вызывают отклик у системы «распознающей», а пятна у системы «чувственной». Кроме того именно модули имеющие дело с нечёткими пятнами регистрируют движение (это и понятно – у быстро двигающегося объекта не нужно выделять контуры, достаточно зафиксировать сам факт движения). Поэтому благодаря размытости улыбка приобретает особую мимолётность, жизненность, динамику.

Подводя итог рассуждениям о визуальном восприятии, хочу привести слова известного нейролога B. C. Рамачандрана: «То, что структура ваших зрительных центров заключает в себе универсальные законы, не отрицает огромной роли культуры и опыта в формировании вашего мозга и разума. Многие когнитивные способности, которые лежат в основе человеческого образа жизни, только частично определяются генами. Природа и воспитание дополняют друг друга. Гены задают эмоциональные и корковые мозговые сети лишь до определенной степени, а затем уступают место окружению, которое формирует ваш мозг дальше, образуя в результате вас как индивида. В этом отношении человеческий мозг абсолютно уникален он так же неотделим от культуры, как рак-отшельник от своего панциря. Законы заданы, а содержание приобретается воспитанием и обучением».
Не нужно думать, что понимание законов восприятия каким-то образом подменяет вдохновение или обесценивает эстетическую ценность произведения искусства. Наше восхищение Пушкиным или Шекспиром не уменьшится от изучения законов грамматики или знакомства с размером стихов.





Выражаю благодарность
Вадиму Бочечко за оказанную помощь в подготовке статьи
Журналу ХЭ, стимулирующему посетителей ставить вопросы и искать ответы



Использованная литература:

1. V.S. Ramachandran «THE TELL-TALE BRAIN» (2010).
2. A.Giannini, T.Marzi, M.Viggiano « PSICOLOGIA E SOCIETA» (2011)
3. Chris Frith «Making up the Mind: How the Brain Creates our Mental World» (2007)
4. S.Zeki «Art and Brain» (2007)

2013 © Надежда Латунова


Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>
Посетить сайт автора >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/analysis/latunova/latunova.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2013 Хулиганствующий Элементъ