ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN



ФОТОПОРТРЕТ: ГИБЕЛЬ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАНРА



Андрей КАПТУР

Первобытный человек оставил после себя наивные рисунки на скалах, античные люди подарили миру редчайшей красоты скульптуры, великие художники Ренессанса явили миру удивительные картины. Что оставим после себя мы, кроме гор полиэтиленовых пакетов, бытовой техники, и прочего техногенного мусора?

1. Фотопортрет: гибель жанра.

В наш век потребления все быстротечно. Фаст-фуды заменяют нам домашний обед, фотографией мы называем файл, открытый на мониторе или записанный на флэшку, а если там изображён человек крупным планом- то это обязательно портрет.

В наш век цифровых технологий трудно представить себе человека, не увлекающегося фотографией. Наряду с обычными «мыльницами» профессиональные фотокамеры находятся в широком доступе и просты в обращении. Снимая «для дома, для семьи» примитивные фотографии, фотолюбителям кажется что, не обладая специальными профессиональными знаниями и опытом, можно объявить себя фотографом и начать зарабатывать. Более того – они считают, что мастерство фотографа заключается в знании фотошопа.

И целая армия фотолюбителей с дорогими фотокамерами бросилась зарабатывать, выплеснув на всеобщее обозрение свои низкопробные работки, формируя тем самым у зрителя определённый стереотип, создавая ложные представления о фотографии как виде изобразительного искусства.



40-е – 60-е годы 20-го столетия… - пик развития портретного жанра в фотографии. Такие фотографы как Хорст П. Хорст, Юсуф Карш, Ирвин Пенн, Моисей Наппельбаум (чуть раньше вышеперечисленных), подняли фотопортрет на высочайший уровень.

Не каждый желающий мог себе позволить заказать портретную фотосъёмку у этих великих мастеров. К сожалению, традиции художественного фотопортрета затем стали утрачиваться в связи с повальным увлечением фотографией, с приходом в профессию случайных людей.

Произошла подмена понятий. Снимок человека крупным планом, пригодный лишь для документов или на доску почёта в лучшем случае, стали считать портретом и это всех устраивает т.к. фото похоже на оригинал. Так не заметно наступила клиническая смерть жанра фотопортрет.

Ещё одна проблема: огромная масса глянцевых журналов давит на нас своими яркими обложками- мордашками с отсутствием признаков кожи на лице. Проходя по улице мимо журнальных киосков, создаётся впечатление, что идёшь по портретной галерее. Так и формируется у обывателя стереотип, ложное представление о портрете.

Просмотрите внимательно свои фотографии в альбомах и на стене. Что вы оставите потомкам? Войдет ли хоть одна из них в часть истории? Вряд ли.



Портрет стал вымирающим жанром фотографии, и о нём потихоньку начинают забывать… Но не всё ещё потеряно!

Есть сегодня продолжатели традиций великих мастеров художественной фотографии. Изучение творчества великих фотомагистров перечисленных выше, для меня не просто увлечение- это дело всей жизни. Это ежедневная практика и кропотливый труд. Каждый день я живу этим интересным жанром фотографии, который называется портрет и познаю его вновь и вновь.



2. Фотопортрет. Что же это такое?

Что же такое настоящий портрет? Передача внешнего сходства для современных фотоаппаратов - дело весьма обычное. Именно для этого они и были созданы,- точно фиксировать внешний мир. Но вот как раскрыть внутреннее эмоциональное состояние, как запечатлеть личность? А что если попробовать через обобщённый образ… Умение отделять главное от второстепенного – прямой путь к обобщению.



Задача фотографа – зафиксировать не только физическое сходство, но и духовный облик человека, его личностные качества. Через почти неуловимые моменты его душевного состояния создать образ человека, совпадающий с нашим представлением о нём и который характеризует его как личность. Снимая не конкретного человека, а его образ, вскрывая внутреннюю сущность человека, а зачастую и прилагая усилия, вызывающие состояние которое выражает эту сущность, можно придать портрету динамическую выразительность, одухотворённость.



Говоря о внутренней динамике в портрете, не стоит пренебрегать внешней динамикой, движением. Наклон тела, положение рук в кадре, поворот головы, ветер и т.д. могут усилить впечатление, придать определённым чертам характера выразительность и точнее раскрыть личность.

Неправильное использование этого приёма приведёт к противоположному результату. Также все усилия на нет может свести и неправильное освещение. Постановка света в раскрытии характера- это отдельная и очень серьёзная тема.



Характер светового потока играет далеко не второстепенную роль в создании образа в портрете. Светотень – это краски фотохудожника и к ним нужно относиться с особым вниманием. Только светом и тенью можно показать объём- это одна из важнейших составляющих фотоискусства. Фотография сама по себе это плоский, статичный рисунок и передача объёма и движения, динамики, плюс пойманный момент -- вот основные показатели художественности в фотографии. Нельзя различные по характеру лица освещать стандартным раз и навсегда установленным светом. Такой подход к съёмке портрета не сможет передать различие и многообразие черт человеческого лица. Правильный подбор тональности снимка и освещённость фона в немалой степени влияют на выразительность портрета. В среде профессиональных фотографов остались лишь единицы, которые способны сделать фотопортрет в лучших классических традициях.



3. Фотопортрет: возрождение жанра.

Fashion, beauty… Все начинающие фотографы стремятся начать карьеру с этих жанров. Красивой девушкой кадр не испортишь, как ни сними - всегда всё хорошо. А если постараться - ещё лучше получится!! Гламурные девицы заполонили всё информационное пространство. Фотосъёмки в стиле fashion и beauty выходят сегодня на первое место по востребованности и художественному портрету не осталось места на этом «празднике жизни». Хотя иногда и появляются достойные портреты в некоторых солидных глянцевых журналах, таких как Esquire, Эстет.



Попытки вернуть былую славу портрету не так уж безнадёжны. Главное - не оборвать нить традиций, на которых как на фундаменте ещё пока держится один из сложнейших жанров фотографии. Необходимо старым опытным фотомагистрам передавать свой опыт и знания молодым талантливым ученикам. Но продолжателей традиций всё меньше и меньше, а безвкусицы и невежд всё больше и больше. Но молодой росток всё - равно пробьёт корку толстого и грязного асфальта и всё вернётся на круги своя. Всё новое- это забытое старое и стиль ретро постепенно будет вытеснять набивший аскомину так называемый «креатив», ну может быть не в чистом виде, а с элементами современного мироощущения.



В моду входят лучшие традиции стильного гламура 50-х. Стилизация этого периода сегодня считается изыском в фотографии. Особенно в fashion индустрии. Ну как тут не вспомнить задающих тон в этой области фотографов тех лет.

Сделать стилизованную фотосъёмку в стиле «а-ля 50-е» не так просто как кажется. Фотосъёмка в стиле РЕТРО – это отдельная тема, требующая углублённых знаний истории фотографии и большого опыта. Не много фотографов проводят сегодня съёмки в этом направлении.

Фотопортрет, как жанр, должен стать элитным, каким он и был когда-то. В XIX веке, например, портреты можно было увидеть лишь в домах у господ.



И даже в наше время широких возможностей настоящий портрет может позволить себе не каждый. Вы до сих пор считаете, что это не модно, и уж точно не престижно?



Между тем, в моду снова входят ретро-интерьеры, обязательным атрибутом которых является портрет. Это не просто украшение интерьера, это часть стиля. Например, именно портрет является неотъемлемой составляющей итальянского интерьера. Согласно традициям этой южной страны, на стенах комнат обязательно должны быть портреты членов семьи.

Эта милая традиция наполняет комнаты гостеприимством, теплом и уютом. А уж классический интерьер без портрета представить невозможно. Настоящий портрет останется на века, им будут любоваться даже наши правнуки.



2012 © Андрей Каптур, фотографии автора

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посетить сайт автора >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/analysis/kaptur/kaptur.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2012 Хулиганствующий Элементъ