ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ


РАЗБОР ПОЛЁТОВ: КОМПОЗИЦИЯ


Предисловие от ХЭ: Предлагаю вашему вниманию интересный материал, первоначально опубликованный автором на своей странице в ЖЖ. По согласованию с автором мы решили не преобразовывать текст в формат более серьёзной статьи, а оставить его таким, как есть, поскольку и того, о чём речь пойдёт далее, нам и так с лихвой хватит для раздумий и полемики.


Дмитрий ШЕР



Вы считаете себя фотографом, ведь у вас есть камера, и вы начинаете комментировать фотографии друзей на фото.сайтах и в ЖЖ. И вы, конечно же, пишете им, как вам хотелось бы доделать эту фотографию, ведь так? Между прочим, это мало кого интересует.


Правило первое: никому не указывайте, что им надо делать.
Пускай вы растете и поняли, что есть такая вещь, как композиция. Которая на самом деле, странная штука; это и "ритмика, акценты, и привлечение внимания", и "расположение цветовых и яркостных пятен на изображении", и "взаиморасположение элементов изображения в пластических искусствах", и многое другое. Сам не в курсе, что это такое. Знаю только, что это почти всё в фотографии. Где-то половина. Которая почти всё. И изучать ее можно долго. Очень долго. Как аналитически, так и чувственно. Но, предположим, вы прочли Лапина, что-нибудь еще, услышали имя "Картье-Брессон", и начали теперь давать уже советы: как исправить композицию. Или "у тебя тут ошибка в композиции".


Правило второе: никому не указывайте на то, что кажется вам их ошибками.
Понимаете, если вы всерьез не изучали композицию, так и не говорите о ней. Одной книжки, двух, трех - всего этого мало. Для ловли ошибок в композиции нужен тщательный её анализ, а для него нужна голова. Одну фотографию можно рассматривать и пытаться понять, что в ней не так - не то что день, а даже целые и сутки. Всякое бывает. Более того, это очень тонкая штука. Предпочел бы вообще не говорить о ней словами.. Ну так вот. Что такое "композиция", уже понятно: ничего не понятно. А в книжках пишут про "правила композиции". Ну там, "правило третей", самое известное, вроде? Оно же "золотое сечение".


Правило третье: у композиции нет правил, которые всегда работают.
Так называемые "правила композиции" - это попытка формального описания законов восприятия (изображений)... Это набор правил, точное соблюдение которых гарантирует приятность изображения европейскому глазу. Обратное же, естественно, не верно: не любое приятное изображение обязано соблюдать правила композиции - поскольку законы восприятия куда шире любой их формализации. Почитайте историю искусств, еще что-нибудь, только не какую-нибудь книжку "фотография за неделю". Слово "изображений" в предыдущем абзаце не просто так взято в скобки; восприятие, на самом деле, всего, в том числе - и изображений. Само понятие "изображение" является частью вашего личного культурного контекста. Который вы разделяете с сотнями миллионов других людей, которые выросли в "западной" цивилизации. В Китае другая культура и другие традиции восприятия. В Индии другая культура... там даже музыка другая. Продолжать? Сдается, хватит. Итак:


Правило четвёртое: композиция - дело культурное.
Кроме того, как известно, мы все произошли от предков. Предки были обезьянами (вроде) и хищниками (вот уж что точно). Поэтому в нашем восприятии работают всякие визуальные приколы с сайта психфака МГУ и не только, причем совершенно и абсолютно бессознательно. Значит, у композиции, как и у сознания, есть сознательная часть (она же культурно-контекстная), и бессознательная часть (всяческая ритмика, например). Уже видно, что:


Правило пятое: композиция как минимум двухслойна по уровням восприятия.
На миг вернемся назад. Помните, вы прочли две-три книжки? И нашли там пару правил? И в меру сил смотрите на фотографии своих друзей? А вы в курсе, что пока вы держите в голове эти правила, у вас измененное восприятие? Думаю, замечали. Вот, к примеру, я из-за этого изменения восприятия телевизор смотреть не могу: тошнит от картинки (без учета содержания). Так вот. Самое время всё забыть. Запомнив эти правила, вы вывели себя из строя нормальных людей. И теперь только и будете смотреть, что на соблюдение правил композиции. Этих самых двух-трех.

Необходимое лирическое отступление: я агностик, а вы?

Композицию можно, как я уже говорил, изучать долго. Очень. По любому пути - мне все равно, по какому. Но этот путь бесконечен (я агностик, да-да). И автор может понимать во всем этом куда больше, чем вы. Настолько больше, чтобы уйти от слова "правила".


Правило шестое: не пытайтесь анализировать композицию без соответствующей подготовки.
И уж тем более не указывайте, еще раз, на "ошибки композиции" - на смех подымут. Ничего из того, что вы ими считаете, может таковыми не быть. Начните с классики. Правда. История искусств.. античное, классическое, модерн, постмодерн, культура иных цивилизаций. Мне жаль, что я никогда не ходил в художественную школу.

Но - дальше, дальше, дальше!

Все же, в восприятии есть что-то еще. Что-то, выходящее за рамки культурного контекста и бессознательного восприятия. Это называется "ЛИЧНОЕ". Именно так, большими буквами и жирным шрифтом. Именно это заставляет нравиться фотографии из семейного альбома; это их ЛИЧНОЕ. Фотография своего ребенка матери милей шедевра Ботичелли и Да-Винчи.


Правило седьмое: восприятие - дело личное.
Что же писать-то "коллегам"? Как хвалить? Как ругать? Как объяснить, что не нравится? А никак. Пока человек вас не уважает, и не готов воспринимать вашу критику, ничего вы ему не объясните и не докажете. Даже если вы можете. А доказать ему, что вы можете, проще всего своими фотографиями (там и зауважать может, ага). Так что снимайте лучше, снимайте больше, и забейте на свою дурацкую критику, которая никому не нужна.


Правило восьмое: работать непрестанно над собой, а не учить других.
И в соответствии с этим, последним (оно же первое), правилом, пожалуй, мне пора откланяться. Спасибо за внимание.

2006 © Дмитрий Шер, фото автора

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Посетить сайт автора >>>
Посмотреть фотографии автора >>>
Написать письмо автору >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2007 Хулиганствующий Элементъ