Х Э
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ФОТОШКОЛЫ. ОПЫТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ПОРТРЕТНОЙ СЪЁМКИ


Наталья ЕЛИСЕЕВА



Можно ли зарабатывать портретной съемкой? Что понадобится в самом начале? Какой должна быть студия? Разные мнения о портретной фотографии тех, кто начинал совсем недавно, около трех лет назад. И советы людей с опытом побольше.








Мнение некоммерческого фотографа

У нас портретный бизнес еще не развит, на работы высокого качества спроса почти нет. Прожить исключительно на портретной съемке нельзя, людям не хватает и эстетического вкуса, и денег. Для большинства минимальная сумма в 50 долларов - это серьезные деньги, если они зарабатывают 300-400 - а ведь это наш средний класс! Вначале я пытался пойти по обычному пути: сделать портрет бесплатно, чтобы глядя на него ко мне шли посниматься знакомые. Человек показывал свою фотографию на работе, это вызывало интерес и мне начинали звонить. Но, узнав о цене отказывались, число желающих могло упасть до нуля. "За 50 долларов?! Да зачем нам такое нужно?" В принципе демпинговать я готов, главное чтобы сумма гонорара покрывала расходы. Но этому есть пределы.

Модельная съемка тоже не такая прибыльная, как многие думают: начинающих обязуют сниматься у агентских фотографов, это оговаривается в контракте. Понятно что при съемке в поточном режиме качество низкое, но условия таковы, что девушкам приходится делать портфолио именно так. И поэтому с ними тоже проблема. Иногда удается найти хорошую модель и поснимать ее бесплатно в расчете пополнить портфолио фотографа: тогда мы делаем 2-3 сюжета, но и модель позирует мне бесплатно, то есть мы находим в такой работе взаимный интерес.

Начинающим портретистам рекомендую пойти в театральные вузы на актерские факультеты, на отборы девушек в модельные агентства. Лично я этим не занимаюсь, поскольку снимаю тех, кто мне нравится, а не всех подряд. Бывает и иначе: мой знакомый за два года снял уже 400 актеров для агентств, но ему это перестало нравиться. О каком творчестве тут может идти речь? Мне важнее люди, которые любят сниматься, с ними всегда получаются хорошие портреты. Я не коммерческий фотограф, зарабатываю на жизнь совсем другим - а в свободное время снимаю тех, кто мне интересен.

В начале довольно трудно определять свои цены. Можно для сравнения полазить по сайтам, исследовать прайс-листы, но это не панацея. Ведь нужно учитывать свой минимум на жизнь, износ оборудования, расходные материалы, аренду. Надо все суммировать, понять, сколько тебе нужно заработать в месяц, потом посчитать цену за портрет и прикинуть, сколько человек в день надо будет снять. Если это реальные цифры, надо выходить и искать себе заказчиков.

Желание и талант еще не гарантируют успеха, не факт что ты сможешь зарабатывать своими портретами. Обычно спрос определяет предложение, но у фотографа должно быть иначе - предложение определяет спрос. Нужна новая идея и умение на этом организовать спрос: придумать нечто уникальное, что привлечет к тебе заказчиков. Чаще важнее качество работ, но серьезным корпоративным клиентам имя всегда нужно. В журнале, издательстве или крупной фирме надо рассказать о том, с какими известными людьми ты работал, в каких проектах участвовал - требуется определенная самореклама. Заказчик, понимающий эти "регалии", может заплатить не 50, а 250 долларов за портрет. Не все начинающие понимают, что профессионал обычно работает по заказу - нравится ему клиент или нет. И еще профессионализм - это стабильный по качеству уровень. Ровные 4+ балла должны быть всегда.

Без студии в портрете почти невозможно. Владимир Архипов тоже снимает в студии - не всегда условия на натуре позволяют делать то, что нужно. Для начала лучше не влезать в долги, а накопить, и потом уже пробовать свои силы. Минимальный набор - два источника света, фон и полупрофессиональная камера. Комната для съемки должна быть 40 кв.м. минимум, с нейтральными серыми стенами - тогда на лицах не будет посторонних оттенков. Камеру рекомендовал бы цифровую, это экономит массу времени и денег. И к тому же весь процесс находится под твоим контролем – сам снимаешь, сам обрабатываешь.

Мнение выпускницы "Академии фотографии"

Зарабатывать портретной съемкой можно - если относиться к делу серьезно. Большие накопления не нужны, начать можно, имея одну только камеру. Все решают желание и интерес. Лишь 2% из моей группы в академии могли позволить себе купить свет по окончании курса, но это не стало препятствием. Главное - экспериментировать, пробовать и достигать цели. Наш преподаватель, Вадим Михайлович Пискарев, говорил - "читайте Коэльо". Ставь цель, а всевышний поможет всегда. И это не громкие слова, это действительно так.

Если нет студии, вполне можно использовать дневной свет. Архипов вот снимает на пленэре - и получаются прекрасные работы. Главное - желание, цель, нужно искать моделей, не стесняться просить людей позировать тебе. Учиться чувствовать лицо незнакомого человека. Нужно создать все возможные условия при съемке, чтобы модель чувствовала себя раскрепощенно - а ведь моделями бывают и дети, и девушки, и пожилые люди. Каждому подойдет что-то свое - игрушки, музыка, чашечка кофе или сигареты. Всегда нужно провести с человеком какое-то время, пообщаться, понаблюдать. Главное, чтобы на съемке люди были увлечены музыкой, действием, чтобы они были участниками процесса - это для них важнее всего. Фотограф должен быть психологом, и мягким. Человек с гонором и апломбом не сможет быть портретным фотографом, от него все будут убегать. Ведь мостик до другого человека должен перекидывать именно он. И всегда нужно знать цель - для чего портрет, для друзей или в интерьер. Это определяет дух того, что будет излучаться с фотографии - тепло, тоска, грусть, радость, нежность… И это очень индивидуально.

Начиная работу, важно выяснить свой уровень - а он познается в сравнении. По окончании курса фотошколы обычно выставляют работы выпускников, а потом надо участвовать в других мероприятиях или конкурсах. Очень полезно посещать фотосайты: таких ресурсов достаточно, и это реальный шанс для других узнать тебя, увидеть твой стиль, индивидуальность – если они есть. Со временем фотографа могут узнавать по манере съемки. У меня покупали работы через сайт - узнавали мой стиль даже по черно-белым пейзажам: "Это оригинально", "В них есть то, чего нет у других". Не надо подражать, нужно чувствовать, в чем твоя изюминка… У каждого она обязательно есть. Ведь даже если скопировать чей-то технический прием, это еще не значит, что у тебя получится то же самое.

Для начала не нужно дорогой техники. Хватает одного источника света, даже галогенового. Заказчиков сейчас больше, чем фотографов, поэтому рисковать стоит, хотя бы ради минимального набора долларов за 500. Окупить единственный источник света при желании не составит труда. Нужен зонт, отражатели, можно взять тюлевые занавески , чтобы рассеять свет. Свою мебель тоже можно обыгрывать, если задрапировать. Обычно метража комнаты не хватает для съемки в полный рост, тут уж приходится искать место в подходящем интерьере или снимать на пленэре. Мне вообще трудно было арендовать студию, поэтому использовала что есть - комнату в 22 кв. м. Этого конечно мало, минимум должно быть метров 50 - и от 3 метров потолки.

Тем не менее стоить помнить о прекрасных портретах, которые были сделаны в самых простых условиях, без профессионального света. Не важно, какой марки у тебя аппаратура - важно, какие модели и какие у них глаза. Если они «живые», портрет получится с первого раза! Бывает красивое тело, но во взгляде души нет, душа пустая. Поэтому пусть лучше модели будут "бедные, но интересные", это позволяет копать глубже. А богатые люди очень капризны, с ними работать тяжело. Они требовательны и выжимают фотографа "по максимуму". Если у клиента не очень хороший вкус, я могу мягко предложить свою версию портрета. Я никогда не настаиваю, но большинство людей и сами потом соглашаются - "зачем я спорил - вы фотограф, вы же чувствуете". Важно убедить человека, что фотограф главный, что он принимает решения.

Стоимость портрета бывает разной: не все могут позволить себе 200 долларов за сюжет. Заказчика часто можно сохранить за счет умышленного снижения планки. Моделей иногда выгодно снимать дешевле, потому что таким образом фотограф пополнит собственное портфолио. И вообще объявлять цены и не снижать их трудно. Я снижаю - и ничего страшного в этом нет. Зато клиенты у меня постоянные и приходят чаще. Хороших моделей для портрета я вообще часто встречаю на улице. Иногда они готовы платить, иногда позируют за свою фотографию. На обратной стороне визитки, которую я им даю, написано "Мне интересно ваше лицо. Жду ваших предложений". И люди звонят. Некоторые конечно стесняются, но тут многое зависит от того, как вы себя подаете. Я заметила, что если это парочка, надо всегда обращаться к молодому человеку - даже если меня интересует девушка, а не он сам. Лучшие лица я ищу на вернисажах и выставках, там они совсем другие - в глазах есть мысль… Фотограф должен чувствовать себя свободно - тема и повод к съемке могут быть везде, надо только ходить, смотреть и искать ее.

Чтобы учиться «видеть лицо», можно снимать банкеты, тусовки, спорт. Это и тренирует, и позволяет знакомиться с нужными людьми, и подрабатывать - там всегда бывают полезные случайности. Обязательно носите с собой хоть какой-то подбор фотографий: на съемке всегда можно найти потенциального клиента, имея портфолио.

А что касается денег… Рвачом быть не нужно, не стоит идти на заработки любой ценой - можно в такой коммерции потерять себя. Можно дойти до того, что перестанешь себя уважать, такое среди выпускников уже встречалось. Фотограф как творец - это все-таки первое, хотя и «ремесленное» четкое исполнение тоже важно. Воспитывайте свой художественный вкус - изучайте живопись и графику, ходите на вернисажи.

Точка зрения продавца студийного света

Главная проблема тех, кто начинает работать - слабая маркетинговая подготовка. Ребята с трудом определяют свои цены и легко скатываются на демпинг, снимая по 30 долларов за слайд, а такого допускать просто нельзя. Стоит сдать позиции, и ты получишь статус "дешевого фотографа" на всю оставшуюся жизнь. В начале трудно просить деньги за слайды и настаивать на своей цене - но этому надо учиться. На портретной съемке трудно зарабатывать еще и потому, что никто не специализируется серьезно в этом жанре, не прилагает достаточно усилий к собственной "раскрутке". Нужно как можно больше участвовать в выставках, раздавать рекламные материалы потенциальным клиентам. Надо напоминать о себе всем и везде – действуйте! Часто везет со случайными знакомствами, фотографа рекомендуют друзьям – и это двигается «по цепочке» дальше.

Начинающим мы предлагаем наборы под мини-студии до 25 кв. м. - они нужны, потому что найти хорошее помещение трудно и многие поначалу снимают в каморках по административным зданиям. Фотографы поопытней могут искать место года два - даже 60 кв.м. и четырехметровые потолки для них «небольшая студия». В вопросе с оборудованием наступает прогресс. 7.5 лет назад "студия" означала один источник света, штатив и фон. С 1993-го по 1997-й год мы продали только одну потолочную подвесную систему для осветительных приборов - а сейчас не успеваем их завозить. Фотографы стали гораздо больше внимания уделять комфорту, не хотят возиться со штативами и проводами. Все больше заказов поступает из регионов. Оказалось, что заработки на периферии могут быть больше столичных: фотографы "на документы" сумели создать спрос на художественный портрет - и он растет. За последние пять лет заметен стойкий рост интереса к обучению, люди начали приезжать из Молдавии, Сибири, Белоруссии. В финансовом смысле ситуация явно улучшилась, будущие фотографы уже могут позволить себе оплатить учебный курс и прожить в Москве 2.5 месяца.

Мнение студийного фотографа-профессионала

Я после курсов в Академии почти сразу все купила. И вот сидишь ты в студии со своим генератором и софт-боксами, и что делать - не знаешь, клиенты что-то не идут… Но все по порядку. Итак, все началось с фотошколы. Снимать нас там научили, а вот где же брать заказчиков, совсем было непонятно. И никто из работающих фотографов раскалываться не хотел, все бубнили что-то неопределенное. Сначала были какие-то заказы из Академии и от знакомых. Работала в Академии или на выезде, из оборудования у меня был Nikon F90X и Mamiya RB67. Снимать в фотошколе можно было только с утра и до двух, да и то не всегда. А заказчики, которые узнавали, что своей студии нет, сразу куда-то исчезали. И я решила ее организовать.

Прежде всего нужно было купить свет. Встал вопрос, какой же выбрать: генераторный или моноблоки? Генераторный дороже, но, как мне показалось тогда, гораздо удобнее. Все управление сосредоточено на самом генераторе, к которому подведены источники света. Моноблоки же между собой никак не соединены, каждая лампа подключается к розетке отдельно, но и регулировать их тоже приходится отдельно, подбегая персонально к каждой лампе. В итоге я выбрала генератор на 3000Дж и три источника света. Теперь, поработав побольше, я знаю, что в студии удобнее использовать генератор, а на выезде – моноблоки. Генератор довольно большой и тяжелый, снимать с ним где-то на выезде тяжело, а 3 моноблока легко помещаются в специальный чемодан и вполне мобильны. В целом фирменное оборудование - это хорошо, но очень дорого. Некоторые вещи можно вполне сделать самим, как то: отражатели, фактурные фоны для съемки портрета, "ветродуй" для волос (фирменный стоит 1400 евро, а самодельный обойдется максимум в $150). Причем если постараться, можно придать этим самодельным устройствам вполне приличный вид.

В начале удобно скооперироваться с другим фотографом, чтобы разделить арендную плату и другие расходы на студию пополам. Можно договориться снимать не в паре с ним, а просто в разные дни недели. Еще полезно оказалось сделать свой сайт. Необязательно ездить и показывать портфолио, любой человек может посмотреть его в интернете. Еще нужно провести обзор рынка, узнать стоимость услуг - и соответственно этому разработать свой прейскурант. Конечно, цены эти весьма условны и зависят от множества факторов. Через какое-то время вы по опыту узнаете, что сколько стоит - и перестанете дешевить или, наоборот, завышать цены.

Прожить только портретом трудно, потому что клиентов надо специально искать. А я просто не отказываюсь и от других съемок. Если судить по тому, какой жанр преобладает в моей практике, то вот по убыванию:

Постановочная модельная съемка (рекламная, fashion, портфолио, портрет, ню)
Рекламная съемка натюрмортов и отдельных предметов
Каталожная съемка (как с участием моделей, так и предметная)
Выездная съемка (корпоративный портрет, интерьер)
Репортаж

Сейчас, спустя 3 года, я нашла студию ближе к центру и метро. Аппаратуры прибавилось - есть цифровая Fujifilm FinePix S2 Pro и Mamiya RB 67 + объективы к ней (180мм, 90мм, 50мм). Свет Elinchromе, генератор на 3000Дж и три лампы, компьютер, Nikon Coolscan 8000ED, позволяющий сканировать слайды от 35мм до 6х9см. Много штативов, "журавль" - чтобы подвешивать источник света над объектом съемки. Софтбоксы: 2 штуки 1х1м, один 50х50см, стрип длиной 1м, насадки на лампы - "соты", фильтры и прочее. Есть еще отражатели и световые панели. Фоны - бумажные рулонные 2,8 метра шириной разных цветов. Тряпичные ростовые фоны красивы, но не очень удобны тем, что их нужно гладить перед съемкой, а времени на это всегда нет. Даже если их аккуратно сворачивать, они все равно потом оказываются мятыми. Лучше иметь фоны на проволочном каркасе: они смотрятся очень эффектно, к тому же не мнутся. Есть еще нехитрый реквизит: одежда, парики, аксессуары, бижутерия, драпировки, шляпы, боа. В принципе чем всего этого больше, тем лучше.

Цифровая камера для меня оказалась просто счастьем! Раньше я снимала на узкий слайд, потом обрабатывала картинки и отдавала в печать. Теперь сканировать не нужно, а главное заказчик все видит на мониторе и результат съемки ни для кого не является сюрпризом. Все происходит гораздо быстрее и проще. Качество картинки, если снимать в максимальном разрешении, лучше чем с узкого слайда. Совсем нет «зерна», а телесные оттенки прямо как живые. Ну, плюсы "цифры" и так всем понятны. Минусы: автофокус гораздо хуже, чем, к примеру, на "Никоне" - какой-то более медленный и глупый. Батарейки тратятся с такой скоростью, что снимать можно только с блоком питания. При съемке репортажа приходится покупать целую сумку батареек, помимо нескольких комплектов аккумуляторов. Но в студии портфолио, портреты, каталоги я снимаю только на "цифру". На слайд 6х7 делаю только рекламные заказы, если на цифровую камеру заказчик просто не хочет или нужен отпечаток больше формата А4.

Где поначалу искать клиентов? Это самое сложное, особенно когда о тебе еще никто ничего не знает. Самое, конечно, удачное, это устроиться работать в рекламное или дизайнерское агентство – деньги могут быть небольшие, зато постоянные. Нужно просто везде звонить, ходить и предлагать свои услуги. Можно снимать для журналов и газет. Конечно, серьезную съемку сразу вряд ли доверят, а небольшие портреты, предметную съемку - могут. Главное - сделать себе качественное портфолио, которое не стыдно будет показывать серьезным заказчикам. Необязательно там должно быть много работ, можно несколько, но качественных. Все работы «так себе» лучше оттуда убрать, чтобы не портили впечатление. Очень полезно разместить свои снимки в фотобанках, российских и зарубежных. Можно давать объявления в интернете и печатных изданиях - эффективность есть, хотя и достаточно низкая. В процессе работы появляется постоянный круг клиентов, и заказы уже становятся более-менее регулярными.

После двух лет в студии я уже не могла одна и фотографировать, и обрабатывать картинки, и отвозить готовые заказы, и встречаться с клиентами. Приходилось вкалывать целыми днями и без выходных. Взяла себе ассистента на 300 долларов. Я не ставила себе цель найти «талантливого фотографа», мне нужен был просто ответственный исполнитель.

Что касается художественных портретов - они почти никому не нужны, кроме самого фотографа. Обычно все хотят «быть красивыми» - а значит встать на красном фоне в черном платье в модельной позе. Есть ряд приемов, которые в таких случаях срабатывают, есть позы, которые всегда нравятся. И эти приемы я просто эксплуатирую. Художественный образ - это другое, это то, что вижу я. И в этом случае я создаю картинку такой, какой она мне нужна и мнение модели меня не интересует.

«Делаю художественные портреты»

Я делаю портреты бесплатно. Трачу от 3000 до 10000 рублей на пленку и все остальное и дарю людям... А зарабатываю на другом. Могу получить 800 долларов за съемку закрытой вечеринки или свадьбы. Могу снять систему бензоколонок и получить 3000 долларов... Но это все работа, а не творчество.

В России народ нужно воспитывать хорошей фотографией. У нас нет даже развитого рынка семейного портрета. Можно заработать на жизнь съемкой портфолио для моделей - но качество, где качество? А что касается портрета, то тут все намного сложнее. Я могу одну работу делать месяц... Кто мне заплатит за мои прихоти? Тот, кто снимает то, что нравится обеспеченным клиентам – уже не свободный художник, а коммерсант. А я им быть не хочу. Чтобы снять портрет, нужно время… много времени. Прошу не путать портрет с крупным планом, портрет - это человек, как он есть. Попробуй разгадать его за одну фотосессию… Такая разгадка - дело чести фотографа. Нужен огромный опыт, нужно пройти много кругов по всем жанрам, сто раз ошибаться и каждый раз улучшать....

Банально, но так оно и есть. А если снимать портреты массовым способом - это будет смерть для художника. Останется фотограф, который просто знает свое ремесло. Если вы богаты, если вы хотите делать хорошие портреты - этого можно достичь, но забудьте о заработке. Это известно... и так обычно и бывает.

А что касается начинающих - у каждого может получиться, у каждого. Разочаровывать нельзя. У меня же получилось... Я в свое время пришел в фотошколу к Павлу Смирнову. Он сам человек особенный и отношения с ним могут быть непростые – от людей талантливых он требует всегда больше и разговаривает жестче. И никаких послаблений не дает – не важно, учишься ты у него сейчас или закончил курс три года назад. Иногда Павел бывает даже слишком требовательным. А еще он умеет раскрыть человека – научить его быть собой и никогда не сдаваться.

Мнение портретного фотографа

Зарабатывать портретной фотографией безусловно можно. Для начала нужно выяснить, где вы будете всё это снимать. Желательно найти «непрактикующего» художника или скульптора и договориться с ним о постоянной аренде пригодного помещения. Личные качества – это всё в основном вода водяная, потому что люди приходят к тебе, не общаясь с тобой ранее, а посмотрев твои работы где-то еще. И известным быть совсем не обязательно. У нас "известных студийных фотографов" наберется 2-3 десятка. У них есть имя. Но знают их только в определенных кругах: в мире рекламы, полиграфии, дизайна и т.д. Простому смертному, желающему запечатлеть себя любимого, эти имена неизвестны. Так что здесь скорее всего важней качество вашей работы. Чтобы человек захотел у вас сняться, ему надо показать нечто такое, что ему очень понравится. Это можно делать, размещая свои фотографии в интернете. Хотя я рекламу как таковую не даю, из сети иногда заглядывают заказчики. Интернет вообще очень помогает. Всегда проще человеку еще по телефону сказать свой www-адрес и он быстро сможет определиться, надо ему к тебе или нет. А в основном все заказы идут по рекомендации от тех, кому уже сделал что-то. Кого-то снял хорошо, на стенку повесили, люди в гости пришли – увидели, захотели. Цены можно определить опять же по интернету, посмотреть на чужие работы и цены на них - и отсюда определиться, какого ты уровня и какому порядку цен ты можешь соответствовать.

Можно ли прожить на портретах, если студии нет? Сильно сомневаюсь по этому поводу. Где вы будете снимать? У себя дома… Это всё годится для съемки близких знакомых, в виде эксперимента. Надо найти постоянную студию, которую можно снимать хотя бы по часам. В среднем оборудованная студия приемлемого уровня стоит около 10 у.е. в час. Но зато вам не надо покупать свет, который стоит немалых денег, не надо покупать фоны, которые рвутся, мнутся, пачкаются. В конце концов, вам не надо платить деньги за аренду помещения, когда нет клиентов. На съемной студии вы никогда не потеряете деньги и заодно проверите возможность получения прибыли. Будет получаться – есть смысл двигаться вперед. Не будет – делайте выводы. Съемная студия в любом случае самый безболезненный вариант. В худшем случае вы ничего не заработаете, но уж точно не попадёте на деньги.

Что касается аппаратуры - я пользуюсь моноблоками и доволен ими. Главное пожелание - брать головки с возможностью многоступенчатой регулировки мощности. Правда, все последние модели более-менее серьёзных фирм делают именно такими. Помещение для съемки желательно от 30 квадратных метров, с потолком от 3 метров. Метров 6-7 от камеры до фона всегда нужно иметь, иначе прощайте длинноногие модели, и здравствуй, широкоугольный объектив.

Стоит ли в начале объединяться с другим фотографом? Трудный вопрос. Это в любом случае ненадолго. В процессе роста и определенных жизненных изменений тандем всё равно распадётся. Это происходит рано или поздно в любой сфере, будь то бизнес или творчество. Кто-то рано или поздно начнёт "тянуть одеяло на себя". Я имею в виду равнозначных, одноуровневых фотографов. Ассистент без претензий - это совсем другое дело. Однако ассистента надо чему-то учить, он ведь именно за этим пришел к тебе ассистировать. А есть чему научить?

Фотограф из провинции - о своём успехе

У нас все деньги идут не в рекламной, а в бытовой фотографии, рынок сам по себе довольно мал. Спрос на портрет растет с того времени, как стали появляться конкурсы красоты, модельные агентства, различные студии и кружки, где уделяется внимание образу. И хотя фотокамеры появились у многих, люди все же отличают любительскую карточку от качественного портрета. Ведь фотограф, кроме технических навыков должен обладать эстетическим восприятием, знанием композиции. А самое интересное в моем опыте то, что съемка перешла от фотографии как документа, даже от художественного образа, в область психотерапии. На стыке психологии и фотографии и возникает новизна, которая интересна всем.

Эта идея о психологии появилась еще давно. Работая на ВАЗе фотокором, я снимал передовиков. Каждый день нужен был план, а все люди приблизительно одинаковы, все на одинаковых станках работают. В конце концов, я согласился с давно известной мыслью, что количество сюжетов, композиционных решений, приемов – ограничено, а если и может быть в чем-то разнообразие, то только в самом человеке. Сам человек бесконечен, его проявления чувств, мыслей – все это бесконечно, поэтому надо было больше снимать человека, тогда это будет действительно интересно.

А фотографы в массе своей занимаются самовыражением. Они делают как бы «раскрашенную картонку»: придумывают какой-то сюжет, в этом сюжете, как в картоне, вырезают дырку для головы и вставляют туда клиента. Все эти украшательства были очень типичны, по-другому съемку себе не представляли. Сто лет назад это делалось буквально, и сейчас это делается так же: некоторые обставляют это какой-то одеждой, аксессуарами, интерьерами и прочее. Но принцип остается тем же: у фотографа есть идея – он самовыражается. Я – художник, я создаю произведение, а клиент меня не волнует. Я – творец, я заработаю себе имя и потом за счет этого имени я заработаю деньги.

А по большому счету клиенту абсолютно наплевать на имя, он платит деньги за себя: он приходит сделать хороший портрет себя любимого. В свое время нас всех учили, что хороший художник тот, который изображает только правду. Может быть это и правильно, но с другой стороны, в человеке столько всего намешано, что вряд ли одним снимком можно все выразить. И самое главное - человек хочет услышать о себе что-то хорошее, а если его обругают, вряд ли ему это понравится. И захочет ли он за это платить?

Поэтому главный принцип – повернуться лицом к клиенту, перестать заниматься своей фотографией и начать заниматься человеком. Как можно снимать, если ты не видишь в своей модели человека, тем более если он тебе не нравится? Это отношение в конечном итоге видно на фотографии. Надо чувствовать человека, учиться, в конце концов, читать его мысли во время съемки, понимать настроение.

Сначала я просто разглядывал людей, старался увидеть в них красивое, хорошее - и это фиксировать. Дальше развитие пошло по другому направлению, потому что увидеть что-то можно, а поймать момент - не всегда. Появится этот момент или нет, и сколько ждать? Все это было тяжело, муторно и не всегда получалось. Потом стало ясно, что надо не просто видеть, а уметь читать язык тела. Его описывал в своих книгах Алан Пиз: его позы – это большие буквы, транспаранты, а есть еще мелкий текст, который заполняет все остальное. Когда понимаешь, что все это значит, можешь научиться и "писать". Начинаешь двигать модель, создаешь позу - и в идеале она может вызвать настроение. Когда человек находится в каком-то состоянии, он выражает его своей позой, мимикой, жестами. С другой стороны, если создать эту позу и постараться, чтобы он ее ощутил, то естественно при этом появятся чувства. Очень помогает знание композиции и навыки макияжа.

Для того, чтобы изменить свою жизнь, нужно измениться самому. И портрет может повлиять на это, потому что глядя на свои фотографии человек может себя по-другому воспринимать. И здесь мы уже переходим в область психотерапии… Хотя конечно есть разные люди: одни, можно сказать, каждый день делают себе новый макияж – такие и живут по-разному. Другие не любят новизну, не могут выбраться из своих проблем, потому что они вот такие и не могут себя изменить. Но все же я заметил - фотография имеет обратное влияние на человека. Это похоже на рекомендацию из книжки «Как добиться успеха»: повесьте на стену портрет такого человека, каким хотите стать. Можно увидеть себя другим и действительно измениться!

Есть распространенное мнение, что фотограф должен прежде всего ловить момент – это его главное умение. Поймал момент – хороший фотограф. А когда этого момента нет, когда человек приходит совершенно неподготовленный, не зная толком, чего он вообще хочет? Традиционные фотоателье по существу представляли собой фото на документы - клиентом не занимались. Некрасивый – сам виноват, улыбнулся – молодец. А когда ко мне приходит заказчик, я его делаю совсем другим, непохожим на себя. Я делаю макияж, создаю вместе с ним какие-то образы. Он начинает испытывать совсем другие чувства, то есть он, в принципе, может быть совсем на себя не похож. И возникает вопрос: на сколько это вообще правомерно?

После макияжа модель подходит к зеркалу: «Ой, это не я». На фотографиях ее могут не узнавать родные, жених и т.д. Хорошо это или плохо? Вроде бы это в какой-то степени обман. Но с другой стороны, когда я снимаю человека, он в этом состоянии находится по крайней мере не одно мгновенье. Это не просто мимолетное движение, которое успел запечатлеть.

Мне говорят: «Я красиво получаюсь, когда я не знаю про съемку, а когда я специально позирую – это плохо, это трудно, это все неправда». Я считаю, что наоборот в случае с незаметной съемкой это мгновение случайно, мимолетно, оно может быть неправдой, а когда человек сидит передо мной, смотрит мне в глаза, он находится в этом состоянии все равно достаточно долгое время. Пускай это секунда, две, десять - я его вижу и чувствую, я с ним общаюсь. Это на самом деле было в человеке, пускай короткое время. Когда снимки уже напечатаны, зритель смотрит на них моими глазами и тоже ощущает это настроение.

Поэтому в конечном итоге возникает общение со зрителем. Фотограф создает это общение вместе с моделью, поэтому она должна выражать эмоции свободно. Чтобы расположить человека, нужно прежде всего заинтересоваться им, а потом и он в ответ к вам проявит интерес и симпатию. В жизни мы обычно "закрыты", сдерживаем свои чувства, ведем себя на формальном, этикетном уровне. А с друзьями перестаем бояться проявления своих эмоций, выплескиваем всего себя на другого (что не всегда хорошо) - зато становимся близкими, понятными, родными.

Для того, чтобы возник снимок, должен произойти переход с формального, этикетного уровня общения на интимный. Человек должен перестать бояться выразить себя, сыграть самого себя перед камерой - ведь это все равно игра, ситуация игровая. Добиться того, чтобы человек перестал прятать свои чувства – это самое главное. Когда это происходит, съемка становится совсем другой, она интересна и фотографу, и клиенту. Потому что он начинает переживать какие-то другие ситуации, другую жизнь.

Рекомендации английского фотографа

Известно, что очень мало фотолюбителей становится в итоге профессионалами. Первая причина в том, что они не очень стараются добиться успеха. А тот, кто умеет сделать свою работу прибыльной, необязательно бывает на самом деле хорошим фотографом – так в чем же тогда суть успеха или поражения? Я ни в коем случае не веду речь о людях, которые избрали фотографию своей специальностью с юных лет, учились ей в колледжах и университетах и причисляют себя к профессионалам. Я говорю о людях, имевших постоянную работу, которых вдруг озарила мысль, что им лучше заняться фотографией за деньги, чем сидеть вот так в офисе или хотя бы совместить два этих занятия. Они хотели бы превратить свое хобби в источник дохода – что мне и посчастливилось совершить. Ключевые темы, приведенные ниже, помогут каждому, кто хочет уйти в сферу профессиональной фотографии.

Узнайте, есть ли на вас спрос

Профессионалом фотографа делает наличие заказчиков. У вас может быть отличная студия, самое дорогое оборудование и даже лучшие фотографии в мире, но только заказчики сделают из вас профессионала. Очень многие сосредоточены на технической стороне дела: какое именно освещение, камеры, компьютер и софт нужны? Насколько внушительно должна выглядеть студия? Что вы сможете сделать сами, а что вам организуют отдельные специалисты? И все это довольно легкие вопросы, в том смысле что они находятся полностью под вашим контролем - и конечно они важны. Но гораздо важнее понять, на какой рынок вы собираетесь выйти, где именно, в какой его сфере могут продаваться ваши снимки. Способны ли клиенты на этом рынке покупать ваши фотографии по достаточной цене и в достаточном объеме, чтобы сделать ваш бизнес эффективным?

Для начала хорошо бы составить список ваших предполагаемых клиентов. Нужно показать им свою работу и получить хоть какой-то комментарий о том, соответствуют ли ваши снимки их требованиям. Сначала нужно выяснить состояние цен на интересующем вас рынке, чтобы понять сколько работ вам нужно будет продавать. Что могли бы купить ваши потенциальные заказчики и почему? Это подскажет вам, в какой момент нужно встроиться в эту систему и предложить себя. Это должно быть сделано до того, как вы объявите себя профессиональным фотографом.

Почему клиенты должны выбрать вас

Они наверняка зададут такой вопрос, и лучше подумать над ответом заранее, потому что он неочевиден. Возможно, ваше конкурентное преимущество заключается в стиле фотографий; возможно, ваш подход или навыки отличают вас от других. Причина может быть равно в сервисе, в «упаковке» или лично в вас. Когда равны прочие условия, преимущество получает человек, с которым приятно иметь дело. С другой стороны, иногда фотография должна сказать за вас все. Если вы планируете продавать снимки в средства массовой информации, на календари или открытки, ваша работа должна отличаться от других - и это будет главным условием успеха. Снимки должны быть другими и не требуют кроме этого дополнительных усилий с вашей стороны.

С другой стороны, если вас больше привлекает коммерческая работа, портреты и свадьбы, то в этом случае потенциальный клиент выбирает вас, ваш подход к выполнению работы, ваш полный сервис, а не только изучает собранное портфолио. И тут ваше преимущество может стать значительным, поскольку многое зависит лично от вас, от ваших способностей к общению. Чтобы выиграть, нужно "просто быть там". Если вы узнаете, что заставляет людей нуждаться в ваших услугах, что «инициирует запрос» и будете в нужном месте в нужное время, ваш бизнес обязательно станет прибыльным.

Ваши взгляды и убеждения

Вы действительно этого хотите? Это то, что вам по-настоящему нужно? Есть прямая связь между ответом на этот вопрос – и успешной работой. Ваше ощущение жизни будет позитивным, только если дело приносит вам удовольствие и сочетается с другими важными элементами. Жизнь, которую вы собираетесь вести, вполне может оторвать вас от дома на гораздо больший срок, чем вы планируете. Похоже, уровень дохода у вас никогда не будет стабильным – а это может убить все дело, особенно если издержки велики. Эта неуверенность бесконечна: даже если сегодня дело процветает, через несколько месяцев все может встать. Некоторые, однако, успешно сражаются с этим, воспринимая такие ситуации как стимул, побуждение к действию, а не как барьер на пути. Имеет значение не только ваша личная устойчивость и выдержка, ею должны в равной мере обладать ваши подчиненные или те, кто от вас материально зависит. Маловероятно, что вы сохраните высокий уровень энергии надолго, если не будете получать поддержку других.

В то же время нужно ясно сознавать: "жизнь фотографа" не означает, что вы будете снимать каждый день. Вы потратите много времени на привлечение новых клиентов, на техническое обеспечение, на управление своими делами – никак не меньше того, что вы проводите с камерой в руках. Лично я счастлив, если могу снимать хотя бы 100 дней в году – и это стало возможным только после того, как я поручил печать и обработку файлов другим людям и перестал сидеть в лаборатории и за компьютером сам. Эти 100 дней – немного больше того времени, которое я имел бы на фотосъемку, уделяя ей все свои выходные и отпуска как любитель.

Во многом любительская фотография имеет свои преимущества. Идешь снимать когда хочешь и что хочешь, в дождливый день позволяя себе поваляться в постели. Выбрасываешь любой снимок, который не стал совершенством, созданным в идеальных условиях. В большинстве случаев профессиональная фотография подразумевает реализацию того, что от вас хотят другие и в срок, который установлен ими и кажется им приемлемым.

Быть гибким

Большинство английских фотографов, не имеющих студии, получают доход из разных источников. Некоторые совмещают съемку с постоянной работой другого рода. Те, кто целиком зависит от фотографии, продают снимки издательствам, стоковым агентствам, проводят выставки, делают календари и открытки, пишут статьи и проводят курсы, занимаются съемкой портрета. Пропорции могут варьироваться, но у всех способы заработка очень разнообразны. Я сомневаюсь, что в США все происходит иначе. Думаю, это значит, что рынки не могут обеспечить работой всех специалистов – людям нужны навыки в разных сферах, чтобы преуспеть.

Аналогичным образом дело обстоит и с портретными студиями. Я вижу, что люди там рекламируют себя и как свадебных и отчасти коммерческих фотографов. Это все говорит о том, насколько гибким вы можете стать, чтобы заполнить свое время и организовать работу студии с максимальной отдачей и эффективностью.

Описывая основные проблемы, я вовсе не хочу сказать, что работа портретного фотографа трудна и невозможна. Это не самая «комфортная» профессия, но раз уж вы занимаетесь фотографией упорно и с увлечением, есть шанс добиться своего и зарабатывать тем, что вам нравится. Опыт показывает, что трудности преодолимы - если вы любите свое дело и не боитесь работать и рисковать. Удачи!

© Наталья Елисеева, http://www.photolines.narod.ru
Фото автора






Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ШКОЛА КОНКУРСЫ ГАЛЕРЕЯ ССЫЛКИ ОПРОСЫ ФОРУМ ПОИСК О ПРОЕКТЕ СВЯЗАТЬСЯ
All Rights Reserved. © 2003 - 2005 Хулиганствующий Элементъ