Х Э
ГЛАВНАЯ ВСЕ СТАТЬИ ОБСУДИТЬ
Андрей Пашис
Аспекты рационального анализа композиции.
Что сибирский фотограф может почерпнуть для себя полезного из публикаций французского семиолога Ролана Барта.

Если хочешь прочитать хорошую книгу - напиши её.

Народная мудрость

Наша жизнь и совесть ведут свои игры и сражения, колеблясь между следованием прописям и отказом от них, причём отказ нередко способен доставить нам радость и успех, а следование прописям, при всём усердии и муках, с ним связанных, есть всего лишь робкое и тягостное приближение к идеальному образцу, начертанному на доске.

Герман Гессе,
«Письменность и письмена» (1961)

Недавно опубликованная [1] и переизданная [2] книги Р. Барта содержат в себе крайне редко встречающиеся в искусствоведческой литературе труды, посвящённые философии и семиотике (науке о языке и знаках) фотографии. Р. Барт приводит в них ряд положений, практическое освоение которых позволяет расширить диапазон выразительных средств фотографии, по-новому создавать и воспринимать фотоизображения. Фотография, по мнению Р. Барта, доходит до зрителя посредством пяти функций:

1. Информировать, доносить этнологические знания об объекте.
2. Представлять (живописать). Причём фотография более тяготеет к остановленному театральному действию, чем к живописи.
3. Застигать врасплох, вызывать у зрителя скрытые в бессознательном чувства посредством провоцирующего фотографического шока или сюрприза, к которым относятся:

а) редкость фотографического объекта;
б) остановка движения, жеста в решающей фазе;
в) смелый трюк при съёмке;
г) технические ухищрения (мультиэкспозиция, оптические искажения, намеренное использование фотографических дефектов);
д) случайная находка;
е) различные эффекты, целью которых является достижение изумления в результате «неузнавания» привычной действительности.

4. Означивать, разъяснять смысл отснятого события. Поскольку любое фото случайно, фотография не может означивать, нацеливаться на всеобщность иначе как надевая маску (наклеивая ярлык) на отснятое. Совершая это, фотограф формирует свой миф.
5. Вызывать ностальгию. Фотография, несущая в себе след остановленного времени, вызывает фантазматическое желание вернуться в прошлое или позволяет ясновидеть будущее.

Р. Барт выделяет два элемента - Studium и Punctum (подобно гармонии и контрапункту в музыке), диалогичность которых рождает интерес к Фотографии, чередование которых составляет сущность фотографического творчества.

Studium - это старание, прилежание, усердие, следование унифицированным правилам композиционного построения фотографий, в процессе чего фотограф выступает как человек культуры. Studium - это контракт между творцами и потребителями искусства, который позволяет в той или иной степени декодировать произведение искусства. Studium - это знание плюс владение манерами, которые позволяют воссоединиться с фотографом, испытать намерения, которые обосновывают и одушевляют его практики, но испытать их как бы наоборот, с точки зрения зрителя. Studium, владение фотографической культурой, позволяет зрителю вычитывать в Фотографии мифы фотографа. Studium составляет консервативную память фотографирующего человечества, поле его культурных интересов. Studium - это среда, в которой возникают произведения искусства, но также и многое другое помимо произведений искусства.

Punctum - это содержащиеся в фотографии «метки», обозначающие конфликт и указывающие пути к разрешению конфликта. Punctum - это антитеза Studium,а, то, что его прерывает или разбивает. «Punctum - это то, что как стрела вылетает со сцены и пронзает меня». Кроме того в книге приведены следующие образные определения Punctum,а:

-рана;
-укол;
-отметина;
-укус;
-дырочка;
-пятнышко;
-точка;
-небольшой разрез;
-бросок игральных костей;
-«очко» в карточной игре;
-смятение;
-непроизвольные жесты;
-редкие человеческие качества (скорбь, экстаз, агрессивность);
-медлящая молния;
-мгновение, миг;
-неизбежность и мгновенность наносимого укола;
-неотфильтрованные культурой спонтанные и незакодированные точки, атакующие глаз;
-слепое пятно на сетчатке;
-аффект, не поддающийся языку логики;
-шероховатости, которые выдают в концерте его репетицию;
-недосказанность, которая отличает эротическое фото от порнографического;
-зигзаг, рассекающий поле культурных интересов;
-остановленное время, коллапс времени в фотографии.

Фотографии, созданные только с помощью Studium,а Барт называет унарными, гомогенными. Такие фотографии качественно и «культурно» переносят реальность на фотобумагу, изображение на них полностью совпадает с референтом, объектом. Это может быть банальный портрет, банальный репортаж, реклама, порнография. Когда фотография содержит Punctum,ы (например, в виде характерных признаков времени, деталей именно этой, конкретной обстановки, характерных примет именно этой личности), они, совершая виртуальную экспансию, заполняют собой всё пространство фотографии, вызывая тем самым «малое потрясение», Satori, как в трёхстрочных японских стихах хокку. Это позволяет зрителю расковать взгляд от прошлых наслоений, вернуть ему непосредственность, на мгновение почувствовать себя ребёнком. Воздействие Punctum,а может быть мгновенно как укол, а может тянуться после просмотра фотографии в виде шлейфа с запозданием, латентным периодом.

Этот шлейф, «послевкусие» составляет то, что приводит фотографию в движение внутри зрителя. Персональный невроз приводит к тому, что каждый зритель вне логики, на аффективном уровне выбирает из фотографии свой собственный набор Punctum,ов, который является «искрой зажигания» механизма воображения зрителя. Восприятие фотографии по этому механизму проходит через три стадии:

1. Реальное созерцание фотографической эманации объекта. Неоспоримое свидетельство «ЭТО ТАМ БЫЛО», которое даёт фотография, является той уникальной сутью этого искусства, ноэмой фотографии.
2. Трансформация изображения объекта в образ, воображение объекта.
3. Трансформация образа объекта в бессознательные символы объекта, «сокровенные знания», которые составляют сущность эстетического переживания зрителя. Лев Лосев сказал по этому поводу: «Поэзия - это не водка, - это воспоминание о водке».

Особенность нашего времени состоит в том, что Монстр Фотографии, распространившись максимально широко под видом иллюстрирования мира человеческих желаний и конфликтов, в той или иной степени дереализует (виртуализует) этот мир, переводя многие социальные и личностные отношения в сферу образов, изображений. «Новый мир - это старый мир, поглощённый средствами массовой коммуникации» (Маршал Мак-Люэн). Фотографии учат людей нового мира «одиночеству сообща».

Фотографы в этом мире расширяют наши представления о том, что достойно быть замеченным и за чем мы вправе наблюдать. Поэтому главный критерий мастерства фотографа - наиболее успешно отлавливать Punctum,ы из обтекающих его событий. «Любители» и «профессионалы» находятся здесь в равных условиях, поскольку их по-настоящему волнующие зрителя фотографии представляют собой не синтетический продукт, полностью переваренный самим его изготовителем, а полуфабрикат, дающий публике «знаки поэзии, а не саму поэзию». По мнению Р. Барта, главная задача фотографа - максимально разоблачить «игру означающих» как «свободный ход» деталей механизма произведения, «трепет и дифракцию смыслов» . Фотография при этом не должна терять «возмутительности сырого факта», то есть фотография должна передавать не восхищение красотой, а саму красоту, не возмущение ужасным, а сам ужас, не одобрение радости, а саму радость.

Ролан Барт приводит развёрнутый способ классификации уровня творческого мастерства в работе со знаками:

1. «Скриптор» - «переписчик», создатель фотографий, работающий по готовым ранее отработанным рецептам, предписаниям, руководствам.
2. «Компилятор» - использует наиболее удачные фрагменты ранее отработанных методов творчества, не добавляя ничего от себя.
3. «Комментатор» - перерабатывает, проясняет полученные другими приёмы и методы творчества.
4. «Актор» - использует в творчестве собственные идеи, наработки, опираясь на авторитеты в культуре.

В нашей традиционной классификации «скриптора», «компилятора» и «комментатора» можно назвать «любителями», «актора» - «профессионалом».

По словам Р. Барта в творчестве «необходимо овладеть опытом разучиваться и забывать, не имея при этом никакой власти, немного знания, толику мудрости и как можно больше ароматной сочности».

© 1998 Андрей Пашис


[1] Ролан Барт. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: Ad Marginem, 1997, 224 с. [2] Ролан Барт. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989, 616 с.

Галереи фотографий, афоризмы, рефераты и статьи о фотоискусстве на сайте http://mudrets-photo.org



Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

MAIN PAGE ALL ARTICLES DISCUSS
All Rights Reserved. © 2003 Хулиганствующий Элементъ