Х Э
ГЛАВНАЯ ВСЕ СТАТЬИ ОБСУДИТЬ
Андрей Пашис
Аспекты рационального анализа композиции.
Кто автор? Каковы его авторские права?
(неюридический подход)

Мудрость - это глупость, накопленная веками.
(шутка КВН)

-Официант, это чай или кофе?
-А вы что, сами не можете различить?
-Нет!
-Тогда какая вам разница?

(анекдот)

Ответов нет. Так давайте наслаждаться вопросами!
М. Жванецкий

На Солнце была замечена вспышка. Наверное, кто-то фотографирует нас оттуда.
(новость О.С.П.-студии)

Постановка проблемы.

Огромное сословие людей на нашей планете, относящих или не относящих себя к фотографам, фотолюбителям, фотопрофессионалам или к просто фотографирующим создают колоссальное количество фотографий. Фотографии самые разные. Это может быть съёмка поверхности Земли с орбитальной станции, а может быть медицинский рентгеновский снимок, зафиксированное фотоспособом нарушение правил дорожного движения или отснятый момент ограбления банка, фотография для удостоверения личности или снимок цветочной композиции, зафиксированная на фотобумаге модель причёски или изображение предметов для рекламы с целью выгодной их продажи, городская архитектура или детали механизмов, эпизод футбольного матча или сцена из спектакля, это может быть репортаж о политических событиях или другие фотографии, которые мы привыкли видеть в художественных или нехудожественных журналах, газетах, буклетах, альбомах, каталогах, на выставках и в частных коллекциях.

Как выделить из этой массы то, что относится к изобразительному искусству? Где индивидуальное художественное творчество, а где протокольная фиксация? Кого называть фотохудожником, а кого - ремесленником, изготовившим изображение в фотопроцессе, если у того и другого техническое совершенство снимков примерно одинаково? Каковы их авторские права?

Данная публикация является объединением точек зрения на эти вопросы Шарля Бодлера [1], Мишеля Фуко [2], Михаила Веллера [3] и других авторов.

Техническое мастерство, композиционное совершенство и авторство.

1. Высокопрофессиональный исполнитель может и не быть великим художником, но великий художник неукоснительно является высокопрофессиональным мастером, потому что всеобъемлющее воображение заключает в себе глубокое понимание всех выразительных средств и стремление ими овладеть.

2. Интерес исключительно к ремесленной стороне искусства - основная причина снижения творческого уровня фотохудожника. Фотограф, привязанный к технике, подобен крепостному, привязанному к земле. Тот, кто владеет одной лишь ловкостью, недалеко ушёл от животного, однако воображение, не опирающееся на мастерство, сродни безумию. Модного художника отличает глупость и техническая безупречность. В его работах присутствует всё, что приемлет современная публика, кроме собственного спонтанного эстетического чувства.

3. Видимый мир для фотохудожника есть вместилище образов и знаков, относительная ценность и место которых в искусстве должны определяться воображением; этот мир можно уподобить пище, которую воображение усваивает и претворяет. Непосредственное копирование может быть объяснено только духовной ленью.

4. Автор - тот, кто способен объяснить все композиционные нюансы своего произведения, все возникающие противоречия. Он должен исследовать каждый квадратный сантиметр своего произведения и быть уверенным в верности расположения на нём каждого светового пятна, совокупность которых образует целостную композицию. Автор - это принцип некоторого единства письма. Это то, что позволяет устранить противоречия, которые могут обнаружиться в серии работ. Это очаг выражения, который обнаруживает себя в различных более или менее завершённых формах.

5. Ремесленный исполнитель фотографии работает только с реальными объектами, в реальном пространстве и в реальном времени. Поэт, композитор или живописец имеют дело, в основном, только с семантическим, знаковым пространством и условным, воображаемым временем. Отличительной областью выражения фотохудожника является тонкая грань на стыке семантического и реального пространственно-временных континуумов. Если автор работает только в реальном пространстве и времени - он просто фиксатор, а не художник. А если он выражает себя только в семантическом, знаковом пространстве - он не фотограф. Задача фотохудожника - средствами застывшей фотокомпозиции заставить зрителя воспринимать изображение условно, образно, когда всё на фотоснимке кричит об обратном: «Запечатлённые события реальны!». В истинном произведении искусства сопоставляются два текста, две ткани: текст жизни, который предстаёт как документ и текст художественный - как образ, воображение, метафора, миф. Следовательно, автор в фотографии - это тот, кто умеет расчленять реальные впечатления, отрывки, знания и соединять их в новое движение. Автор, владеющий условным языком художественной формы сам по себе в художественном процессе играет роль трансформирующего инструмента, переводящего фактический материал реальной жизни в знаковый материал художественной фотографии.

6. Фотохудожник первым делом должен попытаться ответить на вопрос: «Что я сделал в конкретной фотографии кроме того, что перенёс на неё фрагмент материальной природы?» Композиция должна быть достаточно отстранена от прозаической действительности, метафорична, детали её должны составлять некий отвлечённый антураж. Так, чтобы зритель видел не грязный повседневный быт, а нечто наркотически возбуждающее и душевно очищающее через сопереживание комического и трагического. Автор обладает собственной системой переработки образов и знаков, наблюдаемых во внешнем мире. Автор ничего не упустит, но добавит нечто необходимое - индивидуальный стиль.

7. Автор - тот, кто работая со стихией материала, не придумывает, но интуитивно угадывает в ней нечто завершённое и более или менее совершенное по форме, что в результате довольно простых технических манипуляций становится в дальнейшем фотографией. Таким образом, автор - это тот, кто мгновенно способен воспринять ключевую точку композиции, которая будет держать на себе все детали будущей фотографии.

8. При современном уровне техники (особенно в фотографии) подлинник произведения от адекватной копии отличает прежде всего первичность и энергетичность созидательного акта художника. Значительность и своевременность работы в конкретном историческом процессе - вот в чём ценность подлинника, вот в чем отличие его от дальнейших легкорепродуцируемых копий и подобий. С другой стороны, наличие копий, подобий и подделок говорит о том, что автор в результате созидательного акта совершил «взлом по вертикали», создал классическое произведение, новаторское и совершенное по форме и неслучайное по времени возникновения. Таким образом, новое заключается не в том, что создано в новаторской работе, а в событии его возвращения в других аналогичных или изоморфных работах. Если одна работа даёт стимул для создания другой, - она создана не зря. Автор-учредитель или автор-первооткрыватель - тот, произведение которого делает возможным не только создание подобных работ, но через творческую индукцию других авторов открывает пространство для новых, в чём-то отличных работ и, тем не менее, принадлежащих тому, что основал, впервые создал автор-учредитель. Иначе говоря, такие авторы-классики своими работами создают порождающую грамматику. Поэтому, например, впервые появившиеся в прошлом веке фотоколлажи намного более значимы, чем современные легковоспроизводимые компьютерные подобия.

Психология и социология автора.

1. Автор - это то, что позволяет объяснить как присутствие в произведении определённых событий, так и различные их трансформации, деформации и модификации. Это возможно потому, что биография автора, его психология, индивидуальная перспектива, социальная принадлежность, классовая позиция и авторский индивидуальный проект тесно связаны с его творческой деятельностью. Каждая конкретная фотография есть материальное воплощение того, как автор взаимодействует с миром, окружающими людьми. Фотография есть отражение включённых в более или менее совершенную композиционную структуру собственных внутридушевных и внешнежитейских ситуаций автора. Понять, воспринять автора - значит поместить его творения в конкретный исторический процесс его развития, в контекст его биографии. По словам Андрэ Мальро, искусство рождается из решимости извлечь формы из мира, в котором человек терпит, и включить их в мир, в котором человек повелевает. Поэтому искусство есть антисудьба, в которой воля к творчеству является высшей ценностью. А значит, фотография не говорит почти ничего, если не сообщает чего-либо об авторе (У. Хэзлитт). Он тот, кто находит или создаёт в совокупности своих произведений модель мировосприятия, систему взаимосвязей, которая позволяет ему объяснить или найти оправдание своему поведению в настоящем или будущем.

2. Авторское творчество может быть максимально правдиво только на интуитивном уровне самопознания. Автор и только сам автор может почувствовать свою жизнь по кратким мгновениям запомнившихся впечатлений, всплывающих в памяти в редкие минуты озарения, когда процесс творения его произведений синхронизуется с сиюсекундным течением его жизни.

3. Фотохудожник-репортёр - человек, способный мгновенно активизировать при съёмке динамичного события свои зрительные центры с тем, чтобы в доли секунды сопрячь в одном кадре композиционные элементы, образующие единую структуру. Чтобы это произошло, автор должен быть психически энергоизбыточен и уметь реализовать и воплотить этот избыток энергии в материале. Поэтому автор - это тот, кто несокрушимо сосредоточен (независимо от внешних обстоятельств и мнений публики); тогда он может творить мгновенно, чтобы возникший замысел не успел улетучиться.

4. Каждая фотография - это опыт. Опыт - это то, из чего сам автор выходит изменённым, поскольку создать новую фотографию - это в некотором смысле уничтожить предыдущую (поэтому так психологически трудно печатать со старых негативов). Заниматься искусством - значит вырывать себя из себя самого, не позволяя себе оставаться тем же самым, кем ты был раньше. Следовательно, автор это тот, кто решил себя изменить.

5. Человек, создающий искусство, прежде всего овладевает способностью получать массу ощущений искусственным путём посредством созданных им самим суррогатов - произведений искусства. При этом физические действия в материальной жизни уходят на второй план. Это сродни наслаждению игрока во время азартной игры. И автор, и зритель осознают условность изображения, и, тем не менее, оно их трогает до глубины души. Следовательно, автор - это обязательно иллюзионист; он достигает сильных ощущений вне реального действия.

6. Художник реализует потребность человека в больших по сравнению с животными возбуждениях центральной нервной системы и мозга. Он овладел наркотиком искусства и даёт возможность зрителям насладиться полнотой жизни с помощью своего искусства. Творчеством автор преобразует невостребованную энергию свою и зрителей. Таким образом, главной его способностью является способность испытывать вдохновение - способность повышенной возбудимости соответствующих участков мозга. Поэтому автор в фотографии не тот, кто только наблюдает, но тот кто не забывает при этом чувствовать и думать. Задачей его является передать своё видение другим.

7. Автор творит в собственном воображаемом мире, который для него столь же реален, как и мир социальный. Поэтому акт творчества для него - это раскрытие сокровенного. В отличие от фотопрофессионала , основным достоинством которого является прежде всего безукоризненное выполнение пожеланий заказчика, автор-фотохудожник волен выбирать для творчества любой предмет и пытаться творить свободно то, что ему самому интересно сотворить, что подсказывает ему собственное креативное чувство. Он действует по принципу: «Делай максимально значимое, на что ты способен (а не то, например, на чём ты можешь сегодня заработать максимальное количество денег).»

8. Автор, реализуя в творчестве свой прошлый жизненный опыт, приобщает зрителя к безопасному страданию, сочувствию, предлагая ему в своих произведениях заменитель чувств, радостей и страданий, в которых некоторые зрители узнают отголосок собственных чувств, радостей и страданий. Таким образом происходит душевное очищение через катарсис и появляются новые внутренние стимулы к многочувствованию, размышлению и совершению действий, что и составляет суть человека.

9. Сама способность человека испытывать радость и страдание уже есть причина к тому, чтобы их испытывать. Когда того или другого в реальной жизни недостаёт, дефицит устраняется созданием и потреблением авторских произведений искусства. Таким образом художник в обществе выполняет компенсаторную функцию. Искусство в обществе существует также для того, чтобы преодолеть запрещённые, табуированные искушения (неограниченный секс, изощрённые развлечения, жажда насилия, стремление к наживе) социально приемлемыми способами, в сфере семантики, в условно-идеальном, знаковом виде. Здесь действие не совершается фактически, а лишь обозначается. Затасканную фразу: «Красота спасёт мир» можно расшифровать в нашем контексте: «Авторское творчество избранных индивидов (авторов) призвано уменьшить избыточную агрессивность и необузданную экспансию человечества. Иначе оно покончит с собой либо в вихре ядерной войны, либо зверски изгадив свою среду обитания». Энергоизбыточность художников противостоит энергоизбыточности всего человечества, вырвавшегося в процессе развития цивилизации из-под стихии естественного отбора. Под энергоизбыточностью понимается избыточная, сверх необходимого для выживания, способность получать положительные ощущения от формы, композиции произведения (у художников) и от изобилия благ цивилизации (у потребляющего человечества). И то и другое находится сверх границы нормально возможного, необходимого и целесообразного. Цивилизация приводит к повышению уровня потребления сверх необходимой меры, а искусство возбуждает некоторые чувства сверх обычной средней меры, отражая процессы развития цивилизации. Таким образом, искусство, художественное творчество, продуцируя духовный метаболит человечества, выполняет функцию «бокового клапана», отводящего в безопасное русло часть энергии природозахватнической деятельности человечества. Автор трансформирует искушение в преступном действии в безопасное русло. Нарушая общественные табу или создавая свои собственные табу, автор уменьшает или увеличивает уровень энергоизбыточности, регулируя тем самым величину энтропии в обществе.

10. Автор в искусстве создаёт притчевое произведение, имеющее множество интерпретаций в отличие от плоского, однозначного, эмоционально малосодержательного произведения не-искусства. Шедевр в фотоискусстве, в отличие от продукта массовой или прикладной фотографии, обладает большим коэффициентом условности; он свободен от бытовщины и обыденности. А поскольку это так, то подлинная находка в фотографии не может сразу иметь сиюминутного признания у массового зрителя (а иногда и сам автор не может её распознать). Процесс восприятия оригинального авторского произведения, как и любой новации, проходит через четыре стадии:

а). Сначала оно представляется хохмой, шуткой или причудой и активно высмеивается.
б). Затем оно кажется богохульством, ёрничеством, кощунством или предательством и активно отвергается.
в). Затем оно облачается в дискуссионную форму, порождая споры.
г). И наконец, становится банальностью или истиной в последней инстанции, уставшей от повторений.

11. Социальная известность, успех, слава автора достигаются в результате его воздействия через свои произведения на психическую энергетику окружающих его людей. Результатом этого воздействия является молва, легенда, миф об авторе. Выход за грани произведения через создание эстетического мифа на основе творчества автора и его биографии - высшее достижение для художника. Совокупность таких авторских мифов является документом развития цивилизации, составляет историю планеты (как сумму пережитых ощущений) и предопределяет её дальнейшее развитие в результате реализации в действительности воображаемой автором переделки мира. Ведь воображение всегда предшествует действию у человека.

Автор в искусстве имеет право:

1) быть несокрушимо сосредоточенным;

2) быть честным перед собой в процессе создания произведения;

3) творить свободно, вдохновенно и неангажированно в безделье и праздности, создавая не то, что от него ждут, а то, что он сам считает правильным и полезным;

4) работать бесплатно либо при спонсорской поддержке меценатов-рантье - основных потребителей искусства;

5) испытывать удовольствие от творческого процесса;

6) создавать в своих фантазиях воображаемый мир (псевдожизнь), самовыражая себя;

7) объяснять, интерпретировать творения;

8) иронизировать и насмехаться над своими творениями, отстаивая перед другими только свой способ иронии;

9) публиковать работы, контролировать ближайшее поле монтажного пространства, нести ответственность за контекст;

10) формировать свою собственную коллекцию, основываясь на собственном эстетическом чувстве и интуиции;

11) формировать и пропагандировать собственную знаковую систему творческого самовыражения (язык и грамматику), собственные критерии ужасного, комического и красивого;

12) разрушать или создавать в своих произведениях общественные табу, социальные запреты;

13) называться автором, если данные его личности и творчества отвечают критериям, изложенным выше.

14). Авторы имеют право оставаться в меньшинстве. Искусство должно составлять удел избранных, ибо на немногочисленности праведников зиждется блаженство рая.

© 1998 Андрей Пашис


[1] Шарль Бодлер. Салон 1859 года. Статьи об искусстве. - «РИПОЛ КЛАССИК», Москва, 1997 г.
[2] Мишель Фуко. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. «Магистерум». «Касталь». Москва, 1996 г.
[3] Михаил Веллер. Всё о жизни. «Нева». Санкт-Петербург, 1998 г.

Галереи фотографий, афоризмы, рефераты и статьи о фотоискусстве на сайте http://mudrets-photo.org



Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>

MAIN PAGE ALL ARTICLES DISCUSS
All Rights Reserved. © 2003 Хулиганствующий Элементъ