ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN


"Виктор Ан" © Анзор Бухарский


РАЗГОВОР С МАСТЕРОМ. ВИКТОР АН



Анзор БУХАРСКИЙ



Телефон зазвонил новой противной мелодией, которую я забыл поменять еще со вчерашнего дня:
- Алло, Анзор? Ты в Бухаре? Это я, Виктор Ан!
- Да, да, Виктор Иванович! Конечно, я дома, в Бухаре, куда ж мне деться?
-Отлично! Я еду с Хорезма домой (Виктор Ан живет в Ташкенте). По пути хочу заехать в Бухару, увидеться с тобой.


Конечно же, я узнал Виктора Ивановича по голосу, а еще по надписи на моем мобильном. В глубине души я очень обрадовался звонку. Дефицит общения с коллегами по цеху, отчасти восполняемый интернетом, с каждым годом чувствуется сильнее. И вовсе не потому, что фотографов мало, нет. Их как раз таки, больше становится ежедневно. Как грибы после дождя, плодятся все новые и новые. Безликие…

А возможность пообщаться с замечательным и старейшим фотожурналистом страны, единственным членом союза фотохудожников России и просто прекрасным человеком, прибавило радости вдвойне.

Впрочем, назвать Виктора Ивановича старейшим, язык поворачивается как-то неохотно. В свои шестьдесят четыре, он полон энергии, какой нынешним молодым хватило бы на десятерых, а то и больше. Небольшого роста, худощавый но жилистый, с седой бородкой и вечным перекинутым кофром через плечо, Ан на первый взгляд (и на второй тоже) похож на японского туриста. При каждой нашей встрече, меняется одежда, в зависимости от времени года, неименным остается старенький, потрепанный кофр с фотокамерой – обязательный атрибут этого человека, что кажется, будто Мастер не расстается с ним даже во сне…

Поговорив на ходу о том, о сем, мы решаем переместиться в ближайшую чайхану, чтоб вести уже неторопливую восточную беседу о высоком искусстве, о дальнейших планах его и моих, о фотографии вообще и узбекской в частности. Надо сказать, что Виктор – чудесный собеседник, умеющий не только говорить, но и слушать, что в наши дни, большая редкость.

Оказалось, Виктор Иванович в творческой командировке, ездит по городам Узбекистана, снимая какой-то заказ. В начале лета у него будет побольше времени, и он приедет в Бухару уже с творческим проектом «для себя».

Условное разделение труда «на заказ» и «для себя», всегда существовало у художников и фотографов. Это необходимое и вынужденное разделение. Ведь не будь «на заказ», нам было бы невозможно что-то делать «для себя», то бишь, для Искусства Высокого, в которое мы свято верим. Это «на заказ» поддерживает нам штаны, кормит нас самих, наши семьи, и дает выстраданное право – реализоваться уже творчески, а не как ремесленнику.

Виктор Ан – профессиональный фотокорреспондент. Еще в советские времена, работая в прессе, он параллельно делал фотографии, которые со временем обретут ценность не только документальную, но и художественную. А фото-история о жизни корейцев в Средней Азии выльется в целую книгу, впоследствии обретшей невероятную значимость и успех.

…Чайхана встретила нас весенней прохладой. Однако, мы решили присесть за столиком во дворе, не заходя в душные и прокуренные помещения.

- Я в этих местах еще не бывал, - улыбается Виктор одним прищуром глаз.
- Вот и отлично. Попробуете наш шашлычок и алатскую (тонкостенную) самсу, - жестом руки я приглашаю официантку.

Разговор шел легко и «на одной волне». Так легко, что не заметили, как «прохладно» превратилось в «холодно», и нам, захватив остатки трапезы, пришлось перейти в освободившуюся кабинку. Говорили обо всем. Естественно, тема фотографии особым лейтмотивом прошла от начала до конца беседы.

- Зачем опять вернулись к пленке, Виктор Иванович? - стараясь скрыть иронию, осторожно спрашиваю я.
- Знаешь, конечно, я давно понял, что цифра уже ушла далеко, пленке ее не догнать. Цифра передает такую детализацию, и настолько сегодня качественна, что пленке и не снилось. Но есть все же в пленке что-то такое, что никогда не будет в цифре…

Виктор Иванович, порывшись в огромном кофре достает один из своих раритетов – старенькую пленочную «Чайку».

- И что же это? – я уже не пытаюсь скрыть иронии. Вид «Чайки» вызывает добрую улыбку
- Душевность
- ?..
- Душевность. Дыхание момента. Ценность истории, – продолжает Виктор Иванович, не замечая моей улыбки. Я пришел со временем к такому мнению, что излишняя подробность иногда мешает целостному восприятию. И чем меньше деталей в моей карточке – тем органичнее и целостнее вся плоскость. Ты тоже со временем придешь к этому. Но со временем, - добавляет он. Нужен жизненный опыт и мудрость, чтоб осознать это…

Пожалуй, впервые я услышал внятный аргумент в пользу пленки. До этого мне приходилось слышать разное: «пленка – это пленка!», с многозначительным указующим перстом в небо, «пленка – это серьезно», и даже – «пленка – это качество». Слова же Виктора Ивановича о душевности пленки с ее дыханием, вдруг затронули и мою душу тоже.

Сразу всплыли перед глазами снимки знаменитой «До востребования» о корейцах Средней Азии. Тончайшие градации серого в этих снимках играют на образы, отсекая все лишнее, и цвет в том числе.

Это невероятно, но как ни старайся, невозможно даже мысленно представить эти фотографии в цвете. Это даже не серия, не проект. Это отрезок жизни автора с огромной частью вложенной души.

Ну почему же цифровая черно-белая фотография не может быть такой душевной? – вдруг подумалось мне. Почему по ней сразу видно, что она была изначально цветной, и лишь позже переведена (в разной степени умело) в ч/б.

Я, никогда ранее не снимавший на пленку (школьное увлечение + Смена 8М – не в счет), считал ее архаизмом, пережитком прошлого, потянутым пеленой паутины и покрывшийся плесенью веков. Самих же закоренелых «пленочников» – этакими старообрядцами, готовыми пойти на все, ради Идеи.

Тут же хочется оговориться, что Виктор Иванович снимает на пленку исключительно творческие замыслы, и конечно же, у него это не увлечение, и тем более – не дань моде. Всем процессом, от нажатия на кнопку и проявки, до печати карточек под увеличителем, Мастер занимается лично, в собственной лаборатории. Согласитесь, это внушает доверие и уважение.

- Как там в Ташкенте фотографическая жизнь? Кипит, небось? – мне интересно все, что касается коллег-земляков.
- Есть немного, - усмехается Виктор Иванович, - нам старикам тяжело угнаться за молодыми. У них новые формы творчества, проекты, выставочные пространства.

Тут Ан вспоминает случай, как оказался с одним украинским фотографом на одной выставке актуального искусства за границей. Оба участника выставляли традиционную «классическую» фотографию. В павильонах же выставки, они погрузились в мир новейшего искусства, трехмерных композиций и видео-арта. После первого шока, как рассказывает Виктор Иванович, они стали приглядываться к экспонатам с удивлением, и даже с любопытством. Удивительно, но фотографам «старой школы» современное искусство очень понравилось. А домой Виктор Иванович уже ехал с туманными, но зреющими в голове творческими планами.

Это очень ценно, на мой взгляд, уметь принимать новое, не отталкивая от себя, и не пугаясь. Уметь идти в ногу со временем.

В середине 80-х, Виктор Ан пришел в легендарный, созданный еще в семидесятых, ташкентский фото-клуб «Панорама». Клуб объединял с два десятка талантливых и ищущих авторов, таких как: Анатолий Рахимбаев, Марат Балтаев, Александр Щепелин, Леонид Кудрейко, Сергей Карандаев, Игорь Камаев, Ленур Аметов и др. Впрочем, такое явление, как фото-клубы и различные кружки по интересам, в то время были по всей, некогда огромной стране. Жизнь в «Панораме» кипела, ежемесячные внутриклубные фотоконкурсы, обсуждения работ, выставленных анонимно, выставки и прочее – способствовало развитию и творческой реализации участников. Жаль-жаль, но с глобальными переменами в обществе, клубы стали распадаться, и «Панорама» в том числе. Были со временем робкие попытки возродить сообщество, но по различным причинам, это так и не удалось. Сегодня же, это невозможно в принципе, считает Ан. Да в этом, нет и надобности. Ибо объединения по интересам переметнулись в другую, виртуальную реальность, то бишь, в интернет. Интернет Виктор Иванович осваивает тоже, хоть и тяжело тот ему дается.

- Что Вы думаете о молодых авторах? – предвкушая услышать нелестное, спрашиваю я.
- А что? Есть очень даже неплохие фотографы, подающие надежды, - неожиданно слышу в ответ. Конечно, у них совершенно новые темы, новая форма подачи, новое видение, в конце концов, - добавляет Виктор Иванович. Многое мне непонятно, но очень даже интересно.

Виктор Иванович рассказывает случай, как его пригласили участвовать в одном современном проекте, где собрались несколько художников не только разного жанра, но и разных видов искусства. Идея проекта уже вызрела, а вот куратора, который объединил бы все экспонаты в одну концепцию, не было. Тогда Виктор вдруг решил выступить со своей инициативой – как он видел всю выставку в целом. В итоге, зрители пришли на весьма цельную, оригинальную и захватывающую экспозицию.

…Виктор Иванович стал поглядывать на часы. Не на те часы, которые в мобильном телефоне, на наручные…

- Завтра рано вставать, - оправдывается он, – да и тебе, наверное уже пора. Чуть не забыл! – Мастер опять заглядывает в свой бездонный кофр.

Кладет на стол книгу. Ту самую. «До востребования».

- Я уже заранее подписал ее тебе.
- Виктор Иванович! – от радости я лезу к нему с объятиями.

Ведь раньше все эти фотографии я тщательнейшим образом собирал в интернете и складывал в отдельную папочку в своем компьютере, где я (в таких же папочках, по именам) храню работы классиков. Думаю, излишне объяснять, что перелистывание книжки не идет ни в какое сравнение с просмотром фотографий на мониторе…

Летом Ан собирается приехать в Бухару с огромной форматной камерой. Что они собирается снимать на нее – ума не приложу. Но, жутко интересно. Прикоснуться к камере, посмотреть процесс, увидеть все воочию…

Думаю, что нас ждут еще много удивительных и прекрасных работ этого Мастера.




“Паж и принцесса” © Виктор Ан



Фото © Виктор Ан



Фото © Виктор Ан



Фото © Виктор Ан



“Гостинец” © Виктор Ан



Фото © Виктор Ан



Фото © Виктор Ан



Фото © Виктор Ан



“Мамины цветы” © Виктор Ан



“Подсолнухи” © Виктор Ан



“Художник Георгий Ким” © Виктор Ан



Фото © Виктор Ан


2012 © Анзор Бухарский

Что ещё можно сделать:
Обсудить статью на Форуме >>>
Написать письмо автору >>>

[ Адрес этой статьи в Интернет: http://photo-element.ru/analysis/an/an.html ]

ОБЛОЖКА СТАТЬИ ШКОЛА ФОТОКЛУБ КОНКУРСЫ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ КАТАЛОГ ССЫЛКИ ОПРОСЫ О ЖУРНАЛЕ ПОМОЩЬ САЙТУ ФОРУМ ПОИСК ADMIN

Все статьи, опубликованные на этом сайте защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов. Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей [Ст. 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на «Виртуальный Фотожурнал ХЭ» и указание авторства.

All Rights Reserved. © 2003 - 2009 Хулиганствующий Элементъ